Прочитайте текст и выполните задания.
(1 ) А зимой отец сказал, что свои летние каникулы я проведу вместе с ним и с мамой: мы отправимся на юг, на Кавказ, к Чёрному морю. (2) — Это твоё последнее лето, — сказал отец. — (3) В будущем году ты должен поступить в выбранный институт. (4) Надо набраться сил, закалить организм! (5) — Мы полетим на самолёте, — сказал отец. — (б) Чтобы в свое последнее лето ты испытал все удовольствия. (7) Удовольствия я любил. (8) К тому же я никогда не купался в море и не летал по воздуху. (9) Последнее лето обещало быть очень счастливым, я ждал его с нетерпением. (10) Неделю назад отец купил три билета на самолёт.
(11) А сегодня я получил долгожданное письмо до востребования. (12) Нина Георгиевна взволнованно писала: «Жду тебя. (13) На всё лето взяла отпуск. (14) Не поехала со своими ребятами в пионерлагерь: жду тебя! (15) Но если ты не приедешь, я не обижусь. (16) У тебя могут быть другие дела и планы. (17) Это можно понять». (18) Я написал ей письмо. (19) Я объяснил, что правильнее приехать к ней в январе, потому что зимой я не смогу отдохнуть на море, а северный город, в котором я жил столько лет, зимой ещё лучше, чем летом: можно кататься на лыжах. (20) Я прочитал письмо - и не смог заклеить конверт. (21) Это было чужое письмо, не моё: длинное, обстоятельное, без помарок. (22) Нет, я должен быть у неё в тот день, когда обещал, когда она ждёт меня. (23) Или вообще не приезжать никогда. (24) Я не могу стать её третьей потерей... (25) И сейчас еду сдавать свой билет. (26) Дома я сказал, что очень хочу повидать бабушку и Антона, которые остались там, в городе моего детства. (27) Я и правда по ним соскучился. (28) Но еду я к Нине Георгиевне, первой жене моего отца, которую бросил он и которую бросил её приёмный сын, Шурик. (29) Я не буду давать телеграмму: я приеду и открою двери ключами, которые до сих пор у меня. (30) Теми самыми, которые оставил Шурик. (31) Она об этом не знает. (32) Пусть не одни только печальные сюрпризы являются в её дом. (33) Мама не возражает: ей приятно, что я так стремлюсь к своей бабушке, к её маме. (34) А с отцом я сегодня по-дурацки поссорился. (З5) Первый раз в жизни. (36) Он вышел из себя, сказал, что поездка моя неразумна, что бабушке и Антону надо просто послать письмо, что можно потом пригласить их в гости. (37) Отец сказал, что я разрушаю планы семьи, что я вырос бескрылым, раз отказываюсь от гор, от высот, от полёта... (38) И всё-таки я еду сдавать билет. (39) Отец привёл слова, кажется вычитанные в книге: «Жизнь человека — это маршрут от станции Рождение до станции Смерть со многими остановками и событиями в дороге. (40) Надо совершить этот маршрут, не сбиваясь с пути и не выходя из графика». (41) А я подумал о том, что ведь есть самолёты и поезда, которые совершают маршруты вне графика и вне расписания. (42) Это самолёты и поезда особого назначения (как раз самые важные!) : они помогают, они спасают... (43) Я не сказал об этом отцу. (44) Но я еду сдавать билет.
(По А. Алексину)
1. Итоговая работа (в формате ГИА) базовый уровень
Преподаватель: |
|
Выполнил: |
|
Оценка: |
|
Подпись преподавателя: |
|
Вопрос №1 |
Укажите слово с чередующейся гласной в корне слова.
a) |
повидать |
b) |
вырос |
c) |
соскучился |
d) |
отдохнуть |
Вопрос №2 |
Укажите ошибочное суждение.
a) |
В слове МОЕ четыре звука. |
b) |
В слове КОТОРОМ все согласные звуки твёрдые. |
c) |
В слове СБИВАЯСЬ буква С обозначает звук [с]. |
d) |
В слове ЕЩЕ все согласные звуки мягкие. |
Вопрос №3 |
В каком(-их) предложении(-ях) содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой едет сдавать билет на самолет»?
a) |
(22)Нет, я должен быть у неё в тот день, когда обещал, когда она ждёт меня. (23)Или вообще не приезжать никогда. (24)Я не могу стать её третьей потерей... |
b) |
(26)Дома я сказал, что очень хочу повидать бабушку и Антона, которые остались там, в городе моего детства. |
c) |
(7)Удовольствия я любил. (8)К тому же я никогда не купался в море и не летал по воздуху. |
d) |
(41 )А я подумал о том, что ведь есть самолёты и поезда, которые совершают маршруты вне графика и вне расписания. |
Вопрос №4 |
В каком слове правописание приставки определяется её значением — «приближение к чему-либо»?
a) |
пригласить |
b) |
приеду |
c) |
приёмный |
d) |
приятно |
Вопрос №5 |
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «бескрылый» (предложение 37).
a) |
не имеющий творческой фантазии, мечты |
b) |
боящийся летать самолётом |
c) |
не умеющий летать |
d) |
лишённый крыльев |
Вопрос №6 |
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
a) |
Последнее лето обещало быть очень счастливым, я ждал его с нетерпением. |
b) |
Он вышел из себя, сказал, что поездка моя неразумна, что бабушке и Антону надо просто послать письмо, что можно потом пригласить их в гости. |
c) |
Не поехала со своими ребятами в пионерлагерь: жду тебя! |
d) |
Это было чужое письмо, не моё: длинное, обстоятельное, без помарок. |
Вопрос №7 |
Написание какого слова определяется правилом: «В страдательных причастиях прошедшего времени в полной форме пишется НН»?
a) |
длинное |
b) |
взволнованно |
c) |
выбранный |
d) |
долгожданное |
2. Итоговая работа (в формате ГИА) более сложный уровень
Преподаватель: |
|
Выполнил: |
|
Оценка: |
|
Подпись преподавателя: |
|
Вопрос №1 |
Замените словосочетание «северный город» (предложение 19), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.
[..................] |
|
Вопрос №2 |
Замените разговорное слово «по-дурацки» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом.
Напишите это слово.
[..................] |
|
Вопрос №3 |
Среди предложений 26-32 найдите предложение с обособленными приложениями.
Напишите номер этого предложения.
[..................] |
|
Вопрос №4 |
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру(-ы), обозна-чающую(-ие) запятую(-ые) при однородных членах предложения.
(36)Он вышел из себя,(1) сказал,(2) что поездка моя не-разумна,(3) что бабушке и Антону надо просто послать письмо,(4) что можно потом пригласить их в гости. (37)Он сказал,(5) что я разрушаю планы семьи,(6) что я вырос бескрылым,^) раз отказываюсь от гор,(8) от высот,(9) от полёта..
[..................] |
Вопрос №5 |
Укажите количество грамматических основ в предложении 29.
Ответ запишите цифрой.
[..................] |
|
Вопрос №6 |
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру(-ы), обозна-чающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
(26)Дома я сказал,( 1) что очень хочу повидать бабушку и Антона,(2) которые остались там,(3) в городе моего детства. (29)Я не буду давать телеграмму: я приеду и открою двери ключами,(4) которые до сих пор у меня.
[..................] |
|
Вопрос №7 |
Среди предложений 20-23 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.
Напишите номер этого предложения.
[..................] |
|
Вопрос №8 |
Выпишите грамматическую основу предложения 3.
[..................] |
|
Вопрос №9 |
Среди предложений 10-17 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями.
Напишите номер этого предложения.
[..................] |
|
3. Уровень повышенной сложности
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова писателя Ф.М. Достоевского: «Язык, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли».
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста А. Алексина, подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.