Фонетические средства выразительности
Звукопись: 1) алитерация; 2) ассонанс
Лексические средства выразительности
Научный |
Однозначность слова; частая повторяемость ключевых слов; отсутствие образных средств; стилистически нейтральные слова, т.е. общеупотребительные; общенаучные слова (детали, аналогия, энергия); термины, т.е. узкоспециальные слова
|
Публицистический |
Лексические средства выразительности: общественно-политическая лексика, лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, психологии, средства эмоционального воздействия, эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градации (нельзя терять ни одной минуты, ни одного дня); фразеологические обороты, пословицы, поговорки, использование литературных цитат, языковых средств юмора, сатиры, иронии (остроумных сравнений, иронических вставок, каламбуров) (эмоциональные средства языка сочетаются со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания). |
Художественный |
Могут употребляться слова высокого, поэтического стиля, книжная лексика и просторечия, диалектизмы, профессионально-деловые обороты речи и лексики публицистического стиля; синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, архаизмы, старославянизмы, неологизмы. |
Морфологические средства выразительности
Научный |
Преобладание существительных; употребление существительных среднего рода (образование, свойство); использование отглагольных существительных; глаголов с обобщённо-отвлечённым значением (речь идёт о проблемах, привести к общему знаменателю); широкое употребление форм несовершенного вида; употребление местоимений 3-го лица |
Публицистический |
Использование существительных в родительном падеже в роли несогласованных определений (голос мира, страны ближнего зарубежья); глаголов в повелительном наклонении, возвратных глаголов |
Художественный |
Насыщенность текста глаголами (интенсивность действия, движение, динамичность действия); безглагольность; наличие инфинитивов придает тексту отвлеченный вневременной, внеличностный характер; большое количество причастий — образное описание предмета и представление его признаков в динамике; время и наклонение; экспрессивное использование разных категорий падежа (например, конструкции с творительным падежом придают живописность, непринужденность описаниям, (петь щегленком); употребление кратких прилагательных. Достигается особая экспрессия текста; местоимения (личные и притяжательные — оттенок искренности взволнованности; неопределенные — «отдаляют» события и предметы) |
Синтаксические средства выразительности
Научный |
Прямой порядок слов; широкое использование словосочетаний существительное + существительное в родительном падеже; преобладание неопределённо-личных и безличных предложений; обилие сложных предложений; частое употребление причастных и деепричастных оборотов |
Публицистический |
Использование однородных членов предложения, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных предложений |
Художественный |
Преобладающие в данном тексте типы предложений (повествовательные вопросительные, восклицательные); полные и неполные предложения; двусоставные и односоставные (экспрессия односоставных предложений, особенно назывных (в них заложены огромные изобразительные возможности); типы связи частей сложного предложения |
Тропы и фигуры речи
Тропы |
Фигуры речи |
|
|