Универсальные лексические категории и стилистические фигуры

Лексика русского языка очень богата и многообразна.  В данной статье речь пойдёт об универсальных лексических категориях и лексике активного и пассивного запаса.
Вы узнаете не только определения лексических понятий, но и их значение в речи. Каждое определение сопровождается примерами.
ЛЕКСИКА - это словарный состав языка.
ЛЕКСИКОЛОГИЯ - это раздел языкознания, который занимается изучением лексики.
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА - смысл слова.

ОМОНИМЫ - это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Например, Водопроводная система систематически выходит из строя, а у ремонтников нет никакой системы в работе.  
Значение: придают языку живость, выразительность. Могут придавать комическую окраску, двусмысленность, характер каламбура. Например: Требуется человек, хорошо владеющий языком, для наклеивания марок.

Фонетические средства выразительности

Звукопись: 1) алитерация; 2) ассонанс

Лексические средства выразительности

 Олимпиада по литературе

5 класс

1. Вспомните и запишите пословицы и поговорки о книге.

2. Что означает слово фольклор в переводе с английского языка?

3. Определите, к какому жанру фольклора принадлежит каждый из текстов:

   а) Спи, усни.

              Бай, бай, бай!

        Угомон тебя возьми…

        Спи, посыпай.

               Боронить поспевай…

АБЗАЦ — отрывок текста от одной красной строки до другой. 
АВТОБИОГРАФИЯ — произведение, в котором писатель описывает свою жизнь. 
АВТОГРАФ — собственноручно написанная автором рукопись произведения, письмо, надпись на книге, а также собственноручная подпись автора. 
АВТОРСКАЯ РЕЧЬ — иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. 
АКМЕИЗМ — литературное течение в русской поэзии нач. XX в. 

7-8 классы 

1.              Соотнесите роды и жанры литературы:

 лирика, мистерия, новелла, эпиграмма, житие, фарс, эпопея

 эклога, рассказ, водевиль, дума, трагикомедия

 басня, ода, эпос,  мелодрама,  драма,  дразнилка, былина, песня,   послание, закличка,  повесть

2. Чей поединок изображен в следующем фрагменте из произведения русской литературы? Аргументируйте свою точку зрения.

Глубокий филологический анализ (представляющий взаимосвязь лингвистического и литературоведческого анализа) текста-образца на уроке словесности позволяет не только отрабатывать навыки осмысленного чтения, внимательного наблюдения за особенностями функционирования языковых единиц в тексте, их вдумчивого анализа, но и нацелить учеников на подлинно творческую работу, отражающую их личностное восприятие; является основным методом реализации интеграции русского языка и литературы.