Печать

ТЕСТ № 1

Часть 2   Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2.1-С2.2

(1)  Недалеко от Курска, в поэтических верховьях местной речки, где некогда вдохновен­но творил Афанасий Фет и куда я так люблю приезжать, живёт мой приятель Евсейка. (2)  Ему только минул десятый год, и ходит он в пятый класс. (3)  Мы познакомились в дождливый день на станции, когда он подвозил меня на своей телеге, запряжённой пегой лошадкой. (4)  Тогда Евсейка спросил меня, будто извиняясь за то, что его родные места выглядели сейчас так уныло:  – (5)  Вы у нас летом не были? (6)  У нас тут лес, речка. (7)  А ягод сколько! (8)   К нам из Москвы отдыхать приезжают. (9)  В телеге я уселся поудобнее и глубже натянул плащ. (10)  От нечего делать стал сле­дить за дождевыми каплями, которые катились вниз по капюшону и шлепались мне на колени. (11)  Незаметно я задремал, а проснулся оттого, что кто-то дёргал меня за рукав. (12)  Я открыл глаза и увидел возбуждённое лицо Евсейки.   

 (13) Смотрите, какая радуга! (14)  Вон там, над речкой! (15)  Пока я дремал; откуда-то набежавший ветер разогнал тучи. (16)   Золотистые лучи – ресницы солнца простерлись над мокрой, озябшей землей и своим прикосновением вновь вернули природе смытые дождями краски: всё вокруг засверкало и заискрилось. (17)  Вверху над ликующей долиной реки, висела радуга – огромная, словно проведённая гигантским циркулем, расцвеченная пёстрыми лентами арка. (18)  Я никогда не видел радуги поздней осенью. (19)  А такой пышной и праздничной, как эта, не приходилось видеть даже летом. (20)  Главное она была совсем близко от нас и оттого, может быть, казалась необыкновенно яркой и широкой.    (21) Смотрите, смотрите, а радуга-то движется! – приподнялся Евсейка. (22)  И действительно, передний рукав радуги медленно шагнул на окраину села, и белые хаты вдруг запестрели, становясь на мгновение то нежно-голубыми, то изумрудными, то вспы- хивали золотом, чтобы тотчас залиться багрянцем.  (23) Врёшь, не уйдёшь! – неожиданно крикнул Евсейка и, лихо гикнув, помчал напрямик  через поле.(24)  Мне в ту минуту почему-то казалось, что стоит лошадке еще малость поднажать, мы вкатим в огромные радужные ворота.(25)  Но чем быстрее мы скакали, тем дальше от нас отодвигалась радуга.   – (26) Стой, – опомнился я. – (27)  3ря гоним лошадь. (28)  Все равно радугу не поймаешь! – (29)  И я стал объяснять, почему мы не догнали радугу. (30)   Кажется, Евсейка не понял  моих объяснений или не хотел верить в них. (31)   Потому что, когда мы въехали в село, он пристально осматривал стены хат, по которым прокатилась цветистая полоса радуги.        – (32)  Послушай-ка, у вас тут по улице радуга не проходила? – настороженно спросил он, здешнего парнишку.      – (33)  Какая радуга? – раскрыл рот мальчик. – (34)  Нет, не проходила.      – (35)  Слепая ты тетеря! – рассердился Евсейка.– (36)  Был тут и не видел! – и маленький возница в сердцах хлестнул вожжами пегую лошадку.

(По Е. Носову) 

Евгений Иванович Носов (1925-2002)   – русский советский писатель, прозаик, участник Вели­кой Отечественной войны. Многие его рассказы и повести посвящены людям из народа, их тесной связи с природой. Представленный фрагмент взят из его первого рассказа для детей «Радуга».

Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каж­дому заданию А1-А 7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. От­веты на задания А1-А 7 обведите кружком.

А1. В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Евсейка решил догнать радугу?»

1)       (5)   Вы у нас летом не были? (6)   Лес, речка. (7)   А ягод сколько в покос!

2)       (15)   Пока я дремал, откуда-то набежавший ветер разогнал тучи.

3)       (20)   Главное – она была совсем близко от нас и оттого,  может  быть,  казалась необыкновенно яркой и широкой. – (21)   Смотрите, смотрите, а радуга-то движется! – припод­нялся Евсейка.

4)       (24)   Мне в ту минуту почему-то казалось, что стоит лошадке еще малость поднажать, и мы вкатим в огромные радужные ворота.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «пристально» (предложение 31).

1)      поверхностно

2)      сосредоточенно

3)      задумчиво

4)      медленно

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1)       Мы познакомились в дождливый день на станции, когда он подвозил меня на своей теле­ге, запряженной пегой лошадкой.

2)       Врешь, не уйдешь! – неожиданно крикнул Евсейка и, лихо гикнув, помчал напрямик через
поле.

3)       Вверху же, над ликующей долиной реки, висела радуга – огромная, словно проведенная
гигантским циркулем, расцвеченная пестрыми лентами арка.

4)       Но чем быстрее мы скакали, тем дальше от нас отодвигалась радуга.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1)  В слове СМЕЮСЬ количество букв и звуков совпадает.

2)             В слове НАДЕЯТЬСЯ произносится звук [т].

3)             В слове ЯБЛОЧНЫЙ звуков больше, чем букв.

4)             В слове СГРЕСТИ при произношении происходит озвончение согласного.

А5. Из предложений 35-36 выпишите слова с непроизносимой согласной в корне.

А6. Из предложений 33-34 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

А7. Из предложений 1-3 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

Задания В1– В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В9 записывайте словами или цифрами.

В1. Замените разговорное слово «зря» в предложении 27 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

В2. Замените словосочетание «за дождевыми каплями» (предложение 10), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

ВЗ. Выпишите грамматическую основу предложения 27.

В4. Среди предложений 23-25 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые, Выпишите цифру(-ы)  , обозначающую(-ие)   запятую(-ые)   при вводном слове.

    А такой пышной и праздничной,(1)   как эта,(2)   не приходилось видеть даже летом.     Главное – она была совсем близко от нас и оттого,(3)   может быть,(4)   казалась необыкновенно яркой  и широкой.

В6.  Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ  запишите цифрой.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все  запятые.  Выпишите цифру(-ы)  , обозначающую(-ие)   запятую(-ые)   между частями сложного предложения,  связанными подчинительной связью.

От нечего делать стал следить за дождевыми каплями,(1)   которые катились вниз по капюшону и шлепались мне на колени. Незаметно я задремал,(2)   а проснулся оттого,(3)   что кто-то дергал меня за рукав.

В8. Среди предложений 1-10 найдите сложное предложение, в состав которого входят однородные придаточные. Напишите номер этого предложения.

(1)  Недалеко от Курска, в поэтических верховьях местной речки, где некогда вдохновенно творил Афанасий Фет и куда я так люблю приезжать, живёт мой приятель Евсейка. (2)  Ему только минул десятый год, и ходит он в пятый класс. (3)  Мы познакомились в дождливый день на станции, когда он подвозил меня на своей телеге, запряжённой пегой лошадкой. (4)  Тогда Евсейка спросил меня, будто извиняясь за то, что его родные места выглядели сейчас так уныло: – (5)  Вы у нас летом не были? (6)  У нас тут лес, речка. (7)  А ягод сколько! (8)   К нам из Москвы отдыхать приезжают. (9)  В телеге я уселся поудобнее и глубже натянул плащ. (10)  От нечего делать стал следить за дождевыми каплями, которые катились вниз по капюшону и шлепались мне на  колени.

В9. Среди предложений 18-23 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и с
подчинительной связью
. Напишите номер этого предложения.

(18)  Я никогда не видел радуги поздней осенью. (19)  А такой пышной и праздничной, как эта, не приходилось видеть даже летом. (20)  Главное – она была совсем близко от нас и оттого, может быть, казалась необыкновенно яркой и широкой. (21)  Смотрите, смотрите, а радуга-то движется! – приподнялся Евсейка. (22)  И действительно, передний рукав радуги медленно шагнул на окраину села, и бе­лые хаты вдруг запестрели, становясь на мгновение то нежно-голубыми, то изумрудными, то вспыхивали золотом, чтобы тотчас залиться багрянцем. (23)  Врёшь, не уйдёшь! – неожиданно крикнул Евсейка и, лихо гикнув, помчал напря­мик через поле.

Часть 3   Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

С2.1. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».  

Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. 

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

ТЕСТ № 2

Часть 2  Прочтите текст и выполните задания А1–А7; В1–В9; С2.1– С2.2.

(1)  Когда солнце растопило чёрный снег и в воздухе поднялась кутерьма весенних запа­хов, во двор вышел Геня Пираплетчиков. (2)  Его фамилия писалась так нелепо, что он ощущал её как унижение. (3)  У него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. (4)  Во дворе его все зади­рали и дразнили. (5)   Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком. (6)  Однажды вечером бабушка горько сетовала на то, что внука всегда обижают. – (7)  Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения. (8)  Я не вижу друго­го выхода, – отозвалась мать. (9)  Вечером накануне дня рождения мать вышла во двор и сама пригласила ребят. (10)  К четырём часам на раздвинутом столе стояло угощение. (11)  Геня тоскливо огляды­вал комнату. (12)  Болыпе всего его смущали блестящее чёрное пианино – такого наверняка ни у кого не было – и портрет Бетховена! (13)  Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ввалятся шумные, веселые и непримиримые враги... (14)   Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: складывал из газеты кораб­лик  с парусом. (15)  Геня был великим мастером этого бумажного искусства.   (16)  Ребята пришли ровно в четыре, всей гурьбой, и чинно расселись вокруг стола. (17)  Мать села за пианино и заиграла «Турецкий марш», а потом Бетховена. (18)  Дети заворо­жённо смотрели на ее руки, порхающие над клавишами. (19)  Это была невообразимая картина: человек двенадцать детей и худая женщина, выбивавшая из клавишей легко бегущие звуки. (20)  Ужасное напряжение, в котором пребывал Геня, оставило его, и впервые мелькнуло что-то вроде гордости: это его мама играет, и никто не смеётся. (21)  А потом мать предложила поиграть в фанты, но оказалось, что фантов, к сожалению, ни у кого нет. (22)  У подоконника один из мальчиков крутил в руках бумажный кораблик, потом положил его на стол и сказал:   – (23)  Это будет мой фант.            – (24)  Геня, сделай девочкам фанты, – попросила мать. (25)  Головки мальчишек и девчонок склонились над столом. (26)  Лодка... кораблик... стакан... хлебница... рубашка... (27)  Геня едва успевал сделать последнее движение, как готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука. (28)  Он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили. (29)  Геня не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды. (30)  Он был ничем не хуже их. (31)  И даже больше того: они восхищались его чепуховым талантом, которому сам он не придавал никакого значения. (32)  Он словно впервые увидел их лица: они были совершенно не злые... (33)  Мать мыла посуду, улыбалась и роняла слёзы в мыльную воду. (34)  Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки...

(По Л. Улицкой) 

Людмила Евгеньевна Улицкая – современная писательница, лауреат литературной Букеров-ской премии. Автор романов, рассказов, очерков, пьес; сценарист; переводчик.

Задания А1-А 7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А 7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1-А 7 обведите кружком

А1. В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мама решила пригласить ребят, которые обижали Геню,  на его день рождения?»

1)   (1)   Когда солнце растопило черный снег и в воздухе поднялась кутерьма весенних запахов, во двор вышел Геня Пираплетчиков.

 2)   (7)   Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения. (8)   Я не вижу другого выхода, –  отозвалась мать.

3)   (15)   Геня был великим мастером этого бумажного искусства.

4)   (16)   Ребята пришли ровно в четыре, всей гурьбой, и чинно расселись вокруг стола.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «напряжение» (предложение 20) .

          1)   давление    2)   усилие     3)   старание    4)   волнение

А3.  Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1)   К четырём часам на раздвинутом столе стояло угощение.

   2)   Больше всего его смущали блестящее чёрное пианино – такого наверняка ни у кого  не было –  и портрет Бетховена!

   3)   Он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили.

   4)   Казалось, что мальчик совершенно поглощён своим любимым занятием: он складывал   из газеты  кораблик с парусом.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ПОХОД все согласные глухие.

2)      В слове РАЗГНЕВАННЫЙ все согласные звонкие.

3)      В слове ГОЛУБЬ произносится [п'] .

4)      В слове ОШИБИТЬСЯ произносится звук [ с ].

А5. Из предложений 4-5 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне,  правописание которой определяется наличием суффикса -А-.

А6. Из предложений 16-18 выпишите слово с приставкой, написание которой зависит от значения.

А7. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н».

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

В1. Замените разговорное слово «ввалятся» в предложении 13 стилистически нейтральным
синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Замените словосочетание «тоскливо оглядывал» (предложение 11), построенное на основе
примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившее
ся словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 16.

В4. Среди предложений 16-19 найдите предложения с обособленным определением. Напишите номера этих предложений.

В5. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

А потом мать предложила поиграть в фанты,(1)   но оказалось,(2)   что фантов,(3)   к сожа­лению, (4)   ни у кого нет.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 13.
Ответ запишите цифрой.

В7. В приведенном ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Геня сидел у подоконника,(1)   спиной к столу,(2)   и старался не думать о том,(3)   как сейчас в его дом ввалятся шумные, (4)   веселые и непримиримые враги.

В8. Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение, в состав которого входят однородные придаточные. Напишите номер этого предложения.

(1)  Когда солнце растопило чёрный снег и в воздухе поднялась кутерьма весенних запахов, во двор вышел Геня Пираплетчиков. (2)  Его фамилия писалась так нелепо, что он ощущал её (унижение. (3)  У него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. (4)  Во дворе его все задирали и дразнили. (5)   Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком. (6)  Однажды вечером бабушка горько сетовала на то, что внука всегда обижают.  –7)  Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения. (8)  Я не вижу другого выхода, – отозвалась мать. 9)   Вечером накануне дня рождения мать вышла во двор и сама пригласила ребят.

В9. Среди предложений 17-20 найдите сложное предложение с разными видами связи. Напишите  номер этого предложения.

Часть 3  Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

С2.1. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».  

Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.  Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. 

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение.   

Объясните, как вы понимаете смысл 34 предложения текста: «Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки...»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

 

ТЕСТ № 3

Часть 2 Прочтите текст и выполните задания А1-А 7; В1-В9; С2.1-2.2

 (1)  Мне было всего семь лет, когда я познакомился с писателем Христианом Андерсеном. (2)  Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. (З)  Весёлый датский сказочник встретил меня на пороге нового века.   (4)  Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая бе­лая роза. (5)  Сразу же вся комната наполнилась её серебряным светом и непонятным медленным звоном. (б)  Оказалось, что это звенят лепестки розы, ударившись о кирпичный пол подвала, где жила тогда наша семья.   (7)  Случай с Андерсеном был тем явлением, которое старомодные писатели называли «сном наяву». (8)  Просто это мне, должно быть, привиделось. (9)  В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали ёлку. (10)  Меня взрослые отправили на улицу, чтобы раньше времени не радовался ёлке, когда же я вернулся, на зимней красавице уже зажигали свечи. (11)  Около ёлки лежала толстая книга – подарок от мамы. (12)  Это были сказки Христиа­на Андерсена. (13)  Я сел под ёлкой и раскрыл книгу.    (14)  В ней  было  много цветных  рисунков, прикрытых  тонкой  бумагой. (15)  Приходилось осторожно дуть на эту бумагу, чтобы рассмот­реть картинки, липкие от краски. (16)  Там сверкали бенгальским огнём стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, и в нём отражались розовые облака, оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья. (17)  Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внима­ния на нарядную ёлку. (18)  Прежде всего я прочёл сказку о стойком оловянном солдатике и ма­ленькой прелестной плясунье, потом – сказку о снежной королеве, где любовь преодолевает все преграды. (19)  Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, чело­веческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом. (20)  Потом я задремал под ёлкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту узрел Андерсена, когда он обронил бе­лую розу. (21)  С тех пор моё представление о нём всегда было связано с этим приятным сном. (22)  Тогда я ещё не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок. (23)  Я не знал, что в каждой детской сказке заключена ещё одна, которую в полной мере могут понять только взрослые.   (24)  Это я понял гораздо позже. (25)  Понял, что мне просто повезло, когда в канун труд­ного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом.

(По К.Г. Паустовскому) 

Паустовский Константин Георгиевич (1892–1968)   – русский советский писатель. Автор книг о природе средней полосы России, о творчестве и людях искусства.

Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, К каж­дому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номе­ра выбранных ответов на задания А1-А 7 обведите кружком.

А1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой называет Андерсена «милым чудаком и поэтом»?»

1)        (9)   В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали ёлку.

2)        (14)   В ней было много цветных рисунков, прикрытых тонкой бумагой.

3)        (16)   Там сверкали бенгальским огнём стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в нём отражались розовые облака, оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья.                                                                                                  

4)        (23)   Я не знал, что в каждой детской сказке заключена ещё одна, которую в полной мере могут понять только взрослые.

А2. Укажите, в каком значении употребляется слово «мрак» (предложение 25).

1)   невежество    2)   тьма   3)   неизвестность   4)   потемки

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1)   Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия.

2)             Оказалось, что это звенят лепестки розы, ударившись о кирпичный пол подвала, где жила тогда наша семья.

3)             Потом я задремал под ёлкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту узрел Андерсена, когда он обронил белую розу.

4)   Сразу же вся комната наполнилась её серебряным светом и непонятным медленным звоном.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1)       В слове ЗАВТРАК произносится звук [ф].

2)       В слове ВЪЕДЛИВЫЙ одинаковое количество букв и звуков.

3)       В слове ДЕТСКИЙ произносится звук [т].

4)       В слове ПРОСЬБА при произношении происходит озвончение согласного звука.

А5. Из предложений 13-14 выпишите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

А6. Из предложений 4-6 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от значения.

А7. Из предложений 9-10 выпишите глагол, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Если в настоящем или в будущем времени глагол оканчивается на -ую(-юю)  , неопределенной форме и в прошедшем времени надо писать суффикс -ОВА-/-ЕВА-».

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста.  Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

В1. Замените книжное слово «узрел» в предложении 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2.  Замените словосочетание «осторожно дуть» (предложение 15)  , построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Напишите получившееся словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 8.

В4. Среди предложений 2-4 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

Я начал читать и зачитался так,(1)   что,(2)   к огорчению взрослых,(3)   почти не обратил внимания на нарядную ёлку. Прежде всего я прочёл сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье,(4)   потом – сказку о снежной королеве,(5)   где любовь преодолевает все преграды.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 23.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчинённого предложения.

Удивительная и,(1)   как мне показалось,(2)   душистая,(3)   подобно дыханию цветов,(4)   человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом. Потом я задремал под ёлкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту узрел Андерсена,(5)   когда он обронил белую розу.

В8. Среди предложений 5-8 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В9. Среди предложений 11-18 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.

(11)  Около ёлки лежала толстая книга – подарок от мамы. (12)  Это были сказки Христиана Андерсена. (13)  Я сел под ёлкой и раскрыл книгу. (14)  В ней было много цветных рисунков, прикрытых тонкой бумагой. (15)  Приходилось осторожно дуть на эту бумагу, чтобы рассмотреть картинки, липкие от краски. (16)  Там сверкали бенгальским огнём стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, и в нём отражались розовые облака, оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья.  (17)  Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратилвнимания на нарядную ёлку. (18)  Прежде всего я прочёл сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом – сказку о снежной королеве, где любовь преодолевает все преграды.

Часть 3   Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном лист ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.                                                                                 

С2.1 Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».  

Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).  Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. 
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложения 19 текста: «Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши осуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

ТЕСТ № 4

Часть 1  Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Писатель Константин Паустовский, создавший в своих книгах лирические картины русской природы, горячо убеждал читателей в способности и музыки, и литературы, и живописи эмоционально влиять на каждого из нас. Искусство, как и природа, по мнению писателя, воспитывает чувства человека силой своей красоты – без нравоучений и наставлений. Это может быть красота форм и линий, красок и звуков, красота поэтического слова и благородства чело­веческих поступков.

Творческая жизнь Паустовского началась с желания всё знать, всё видеть и много путешествовать. Самым счастливым оказалось знакомство со средней полосой России. Широкие лесные и луговые просторы открыли ему всю прелесть незаметного, на первый взгляд, разнооб­разия русской природы. Он полюбил всем сердцем цветущие луга, сосновые боры, чистые озе­ра, стога, пахнущие сухим и тёплым сеном. И вся эта красота в его понимании неразрывно свя­зана с духовной жизнью человека. Поэтому образ родной природы в произведениях Паустов­ского воспринимается читателем как образ родины.

В родном краю он услышал подлинно народную русскую речь и передал её богатство на страницах своих книг. Писатель был убеждён, что многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. Но слова ожива­ют, крепнут, становятся выразительными, только если писатель видит за ними то, о чём пишет. И тогда эти слова действуют на читателя с удивительной силой и вызывают у него ответные чувства.

(По материалам Интернета) 

Часть 2  Прочтите текст и выполните задания А1—А 7; В1-В9; С2.1-С2.2

(1)  Почти у каждого из нас остались в памяти ещё с детства лесные поляны, что засыпа­ны листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц. (2)  Потом эти воспоминания возникают с поразительной силой по самому ничтожному поводу: например, от мелькнувшего за окнами вагона мимолётного пейзажа, который вызывает непонятное нам самим чувство волнения и счастья (З) Такое чувство давно виденных милых мест остаётся от «волжских» и «осенних» кар­тин Левитана. (4)  Однажды художник плыл на пароходе по Волге. (5)  Все дни он просиживал на палубе и смотрел на берега – искал места для этюдов. (6)  Но хороших мест не было, Левитан всё чаще хмурился и жаловался на усталость. (7)  Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни живописными сёлами, ни задумчивыми и плавными поворотами. (8)  Наконец в Плёсе Левитан увидел с палубы старинную маленькую церковь, рубленную из сосновых кряжей. (9) Она чернела на ночном небе, и первая звезда горела над ней, перелива­ясь и блистая. (10)  В этой церкви, в тишине вечера, в певучих голосах деревенских женщин, продававших на пристани молоко в глиняных горшках, Левитану почудилось столько покоя, что он тут же решил остаться в Плёсе. (11)  С этого времени начался светлый промежуток в его жизни. (12)  Маленький городок был беззвучен и безлюден. (13)  Тишину нарушали только коло­кольный звон и мычание стада, а по ночам – колотушки сторожей. (14)  По уличным косогорам и оврагам цвёл репейник и росла лебеда. (15)  В домах за ки­сейными занавесками сушился на подоконниках липовый цвет. (16)  Дни стояли солнечные, ус­тойчивые, сухие. (17)  Русское лето, чем ближе к осени, тем больше бывает окрашено в спелые цвета. (18)  Уже в августе розовеет листва яблоневых садов, сединой блестят поля, а вечерами над Волгой стоят облака, покрытые жарким румянцем. (19)  Каждый день приносил трогательные неожиданности. (20)  То подслеповатая стару­ха, приняв Левитана за нищего, положит ему на ящик с красками стёртый пятак. (21)  То дети, исподтишка подталкивая друг друга в спину, попросят, чтобы их нарисовали, потом прыснут от смеха и разбегутся. (22)  А то придёт тайком молодая соседка и будет певуче жаловаться на свою долю. (23)  Пожалуй, именно в Плёсе художник в полной мере ощутил тепло и ласковость рус­ской земли. (24)  В «волжских» работах Левитана впервые появились свет и блеск. (25 )   Об этих полотнах Чехов сказал ему: (26)  «На твоих картинах уже есть улыбка».

Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968)  – русский советский писатель.  Автор книг о природе средней полосы России, о творчестве и людях искусства.

Задания А1– А 7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каж­дому заданию А1– А 7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-А7 обведите кружком.

А1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Левитан «именно в Плёсе в полной мере ощутил тепло и ласковость русской земли»?»

1)       (3)   Такое чувство давно виденных милых мест остаётся от "волжских" и "осенних" картин Левитана.

2)       (7)   Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни живописными сёлами, ни задумчивыми и плавными поворотами,

3)       (10)   В этой церкви, в тишине вечера, в певучих голосах деревенских женщин, продавив­ших на пристани молоко в глиняных горшках, Левитану почудилось столько покоя, что он тут же решил остаться в Плёсе.

4)       (25)   Об этих полотнах Чехов сказал ему: (26)   «На твоих картинах уже есть улыбка ".

А2. Укажите, в каком значении употребляется слово «покой» (предложение 10),
1)   безмятежность                         2)   сон                         3)   лень                       4)   бездействие

АЗ. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворениение.

1)        Все дни он просиживал на палубе и смотрел на берега – искал места для этюдов.

2)        Наконец в Плёсе Левитан увидел с палубы старинную маленькую церковь, рубленную из сосновых кряжей.

3)   Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам – колотушки сторожей.

4)        Уже в августе розовеет листва яблоневых садов, сединой блестят поля, а вечерами над Волгой стоят облака, покрытые жарким румянцем.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ПОДСКАЗКА происходит оглушение согласных звуков.

2)       В слове УЧИТЬСЯ 5 звуков.

3)       В слове КРЕСТНЫЙ 7 звуков.

4)   В слове ОБКЛЕИТЬ все согласные мягкие.

А5. Из предложений 8-9 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

А6. Из предложений 4-5 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется  правилом: «Гласные и согласные в приставках пишутся одинаково независимо от произношения».

А7. Из предложений 7-8 выпишите страдательное причастие прошедшего времени, в котором правописание суффикса зависит от наличия пояснительного (зависимого)   слова.

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

В1. Замените разговорное слово «исподтишка» в предложении 21 стилистически нейтральным
синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Замените словосочетание «в глиняных горшках» (предложение 10), построенное на основе  согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 24.

В4. Среди предложений 8-9 найдите предложение с обособленными обстоятельствами». Напишите номер этого предложения.

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

То дети,(1)   исподтишка подталкивая друг друга в спину,(2)   попросят,(3)   чтобы их, нарисовали,(4)   потом прыснут от смеха и разбегутся. А то придет тайком молодая соседка и будет певуче жаловаться на свою долю. Пожалуй,(5)   именно в Плёсе художник в полной  мере ощутил тепло и ласковость русской земли.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 14.

В7.    В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными
подчинительной связью.

В этой церкви,(1)   в тишине вечера,(2)   в певучих голосах деревенских женщин,(3)   продавав­ших молоко в глиняных горшках,(4)   Левитану почудилось столько покоя,(4)   что он тут же решил остаться в Плёсе.

В8.    Среди предложений 1-8 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В9. Среди предложений 14-22 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочи­нительной связью. Напишите номер этого предложения.

14)  По уличным косогорам и оврагам цвёл репейник и росла лебеда. (15)  В домах за кисейными занавесками сушился на подоконниках липовый цвет. (16)  Дни стояли солнечные, устойчивые, сухие. (17)  Русское лето, чем ближе к осени, тем больше бывает окрашено в спелые цвета. (18)  Уже в августе розовеет листва яблоневых садов, сединой блестят поля, а вечерами  над Волгой стоят облака, покрытые жарким румянцем.   (19)  Каждый день приносил трогательные неожиданности. (20)  То подслеповатая старуха, приняв Левитана за нищего, положит ему на ящик с красками стёртый пятак. 11)  То дети, исподтишка подталкивая друг друга в спину, попросят, чтобы их нарисовали, потом прыснут от смеха и разбегутся. (22)  А то придёт тайком молодая соседка и будет жаловаться на свою долю.

Часть 3   Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе  ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

С2.1. Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли  запятых в письменной речи.

Помогите Антону доказать его точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужны запятые?»

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст К.Г. Паустовского. Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции запятых. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.  Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.      Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.  Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложения 11 текста: «С этого времени начался светлый промежуток в его жизни».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Тест № 5

Часть 1  Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст  для  прослушивания

Современные учёные утверждают, что наполненная знаниями голова ещё не спасение от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходи­мые для последующей работы, – это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными качествами.

И одним из таких важнейших качеств является способность понимать окружающих, чув­ствовать их настроение, сопереживать им. Через сопереживание человек ощущает свою прича­стность к тем, кто живёт рядом с ним, участвует в том, что происходит вокруг. Следовательно, обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, человек сможет поддерживать гармоничные отношения с миром, а значит, сможет добиться успеха в этом мире.

Как же развить эту способность? Психологи пришли к выводу, что помочь этому, в част­ности, может восприятие искусства. Человек, который получает удовольствие от живописных или скульптурных образов, чувствует красоту стиха или мелодии, ощущает ритм узора, – такой человек способен к необходимому для жизни эмоциональному переживанию. А в том, что эти переживания жизненно необходимы, учёные не сомневаются. Только нужно уметь чувствовать. И через восприятие искусства мы облагораживаем свои чувства, воспитываем их. Кино, театр, музыка – всё обогащает личность, потому что благодаря восприятию любого вида искусства у нас развивается так называемый эмоциональный интеллект, то есть оптимальное сочетание эмоциональных и интеллектуальных способностей нашей личности.

(По материалам периодической печати) 

Часть 2  Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1–В9; С2.1– С2.2

(1)  На третьем году от рождения охотничьего пса Иван Иваныч, хозяин Бима, познако­мил его с лесом. (2)  Была ранняя весна. (З) Когда они пришли впервые, вечерняя заря только начиналась, хотя между деревьев уже были сумерки. (4)  Всё внизу в тёмных тонах: и стволы, и прошлогод­ние темно-коричневые листья, и коричнево-серые сухие стебли трав, и даже плоды шиповника, густо рубиновые осенью, теперь, выдержав зиму, казались кофейными зёрнами. (5)  Ветки слегка шумели от лёгкого ветра, жидко и голо они будто ощупывали друг дру­га, то притрагиваясь концами, то чуть прикасаясь серединой сучьев. (б) Верхушки стволов ле­гонько покачивались – деревья казались живыми, даже и безлистые. (7)  Всё было таинственно шуршащим и густо пахучим: и деревья, и листва под ногами, мягкая, с весенним запахом лес­ной земли, и шаги Ивана Иваныча, осторожные и тихие. (8)  Его кожаные ботинки тоже шурша­ли, а следы пахли куда сильнее, чем в поле. (9)  3а каждым деревом что-то неизвестное, пугающее.10)  Поэтому-то Бим и не отходил от Ивана Иваныча дальше двадцати шагов: пробежит он вперед  и катит назад, смотрит в лицо, спрашивая: (11)  «Мы зачем сюда попали?» – (12)  Не поймёшь, что к чему? – догадался Иван Иваныч. – (13)  Поймёшь, Бимка, поймешь. (14)  Подожди малость.  (15)  Так и шли, присматривая друг за другом. (16)  Но вот они остановились на широкой поляне, на пересечении двух просек, где дороги расходились на все четыре стороны. (17)  Иван Иваныч остановился у куста орешника, лицом к заре, и стал глядеть вверх. (18)  Бим тоже там стал что-то выглядывать.  (19)  Вверху было светло, а здесь, внизу, становилось всё темнее и темнее. (20)  Кто-то прошуршал по лесу и притих. (21)  Бим прижался к ноге Иван Иваныча, будто спрашивая: Кто там? (23)  Кто там? (24)  Может, пойдем посмотрим?»  – (25)  3аяц, – еле слышно сказал хозяин. – (26)  Всё хорошо, Бим. (27)  Хорошо. (28)  Пусть бегает. (29)  Вдруг вверху кто-то, невидимый и неведомый, захоркал: (30)  «Хор-хор-хор!..» Бим услышал это первым и вздрогнул. (32)  Хозяин тоже. (33)  Оба смотрели вверх... (34)   Неожиданно на фоне багряно-синеватой зари вдоль просеки показалась птица. (35)  Она летела в двух шагах от них, изредка выкрикивала так, будто это не птица, а зверёк, летит и хоркает.   (36)  А лес слегка шумел, но всё тише и тише. (37)  Потом и совсем затих как-то сразу, будто кто-то невидимый легонько взмахнул могучим крылом над деревьями в последний раз: хватит  шороху. (38)  Ветви стали недвижны, деревья, казалось, засыпали, разве что изредка вздрагивая в полутьме. (39)  Иван Иваныч или просто смотрел вверх, или, потупившись, слушал тишину.      (40)  Оба молчали. (41)  Вот уж когда не надо никаких слов – ни человеку, ни собаке!  Только напоследок, перед уходом, Иван Иваныч проговорил: (43)  «Хорошо, Бим! (44)  Жизнь начинается  вновь. (45)  Весна».

(По Г.Н. Троепольскому) 

Троепольский Гавриил Николаевич (1905-1995)   – русский писатель и публицист. Самым известным его произведением стала повесть «Белый Бим Чёрное ухо», за которую автор был удостоен Государственной премии. Главному герою книги, псу Биму, в Воронеже был установлен  памятник.

Задания А1-А 7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера  выбранных ответов на задания А1–А7 обведите кружком.

А1. В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Иван Иваныч и Бим шли по лесу, «присматривая друг за другом»?»

1)   (4)  Всё внизу в тёмных тонах: и стволы, и прошлогодние тёмно-коричневые листья, и коричнево-серые сухие стебли трав, и даже плоды шиповника, густо рубиновые осенью, теперь, выдержав зиму, казались кофейными зёрнами.

2)   (17)   Иван Иваныч остановился у куста орешника, лицом к заре, и стал глядеть вверх.

3)   29)   Вдруг вверху кто-то, невидимый и неведомый, захоркал: (30)   «Хор-хор-хор!..» (31)    Бим услышал это первым и вздрогнул. (32)   Хозяин тоже.

4)   (36)   А лес слегка шумел, но всё тише и тише.

А2. Укажите, в каком значении употребляется слово «таинственно» (предложение 7) .
 1)   ск
рытно          2)   необъяснимо                       3)   секретно                      4)   тихо

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологический оборот.

1)       Верхушки стволов легонько покачивались – деревья казались живыми, даже и безлистые.
2)  Иван Иваныч или просто смотрел вверх, или, потупившись, слушал тишину.

3)       Вверху было светло, а здесь, внизу, становилось всё темнее и темнее

4)       Она летела в двух шагах от них, изредка выкрикивала так, будто это не птица, а зверёк, летит и хоркает.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ЕЛКА звуков больше, чем букв.

2)       В слове ЩУКА все согласные твердые.

3)       В слове ОТБИЛИСЬ при произношении происходит озвончение согласных звуков.

4)   В слове ПОЛЬЮ звуков меньше, чем букв.                                                         

А5. Из предложений 17-20 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

А6. Из предложений 25-33 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

А7. Из предложений 29-35 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречиях на -О и -Е пишется столько Н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы».

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

В1. Замените разговорное слово «малость» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Замените словосочетание «кожаные ботинки» (предложение 8)  , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 34.

В4. Среди предложений 42-45 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этот предложения.

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Ветви стали недвижны,(1)   деревья,(2)   казалось,(3)   засыпали,(4)   разве что изредка вздраги­вая в полутьме. Иван Иваныч или просто смотрел вверх,(5)   или,(6)   потупившись, (7)   слу­шал тишину.                                                           

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 19. Ответ запишите цифрой.

В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчинённого предложения.

Так и шли,(1)   присматривая друг за другом. Но вот они остановились на широкой поляне,(2)   на пересечении двух просек,(3)   где дороги расходились на все четыре стороны. Иван Иваныч остановился у куста орешника,(4)   лицом к заре,(5)   и стал глядеть вверх.

В8.  Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным под­чинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)  На третьем году от рождения охотничьего пса Иван Иваныч, хозяин Бима, познакомил его с лесом. (2)  Была ранняя весна. (З)  Когда они пришли впервые, вечерняя заря только начина­лась, хотя между деревьев уже были сумерки. (4)  Всё внизу в тёмных тонах: и стволы, и прошлогодние тёмно-коричневые листья, и коричнево-серые сухие стебли трав, и даже плоды шиповника, густо рубиновые осенью, теперь, выдержав зиму, казались кофейными зёрнами. (5)  Ветки слегка шумели от лёгкого ветра, жидко и голо они будто ощупывали друг друга, то притрагиваясь концами, то чуть прикасаясь серединой сучьев. (б)  Верхушки стволов легонько покачивались – деревья казались живыми, даже и безлистые. (7)  Всё было таинственно шуршащим и густо пахучим: и деревья, и листва под ногами, мягкая, с весен­ним запахом лесной земли, и шаги Ивана Иваныча, осторожные ц тихие.

В9.  Среди предложений 36-39 найдите сложное предложение с разными видами связи. Напишите номер этого предложения.

Часть 3  Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

С2.1. Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли двоеточия в письменной речи. Помогите Антону доказать его точку зрения.

Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужно двоеточие?» Обдумывая ответ на во­прос, прочитайте ещё раз текст Г.Н. Троепольского. Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции двоеточия. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему толь­ко на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предло­жений 40-41 текста: «Оба молчали. Вот уж когда не надо никаких слов – ни человеку, ни собаке!»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Тест № 6

Часть 1  Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Для одних людей лес – это всего лишь деревья и дрова. Если нет в лесу грибов или ягод, им скучно. Для других лес – это мир, полный тайн и красоты, когда человека покидают все не­взгоды и он сильнее ощущает радость жизни. Встреча с лесом для таких людей – праздник, видят, как солнце стягивает туманное одеяло с реки, как загорается роса на красных осиновых листьях, и слышат, как стучит клювом трудолюбивый дятел, – так открывается человеку богатство окружающего мира.

Оказывается, такое открытие может сделать каждый из нас, потому что чувство природы  у человека врождённое. Но чувство это спит. Кто разбудит его? Это может сделать умный, добрый. и чуткий человек: отец, мать, друг – всякий, кто любит природу и бережно к ней относится. Или хорошая, вовремя прочитанная книга. Прочитаешь её – откроешь что-то новое, ранее неизвестное о сказочном мире природы. После такой книжки, несомненно, станет у нас больше любителей ветра, неба, душистых трав и бездонной воды.

Познание природы может стать интересным и увлекательным. Прогулка в лес, первое путешествие с рюкзаком, ночёвка в лесу научат радоваться красоте, откроют человеку незаметную прелесть маленького лесного озера. Он узнает, как дышит трава, какие грибы самые вкусные. А когда нагнётся к ручью напиться, в лесном зеркальце увидит своё счастливое лицо и улыбнётся: хороша жизнь!.. После таких лесных праздников в человеке просыпается любовь ко всему, что зеленеет, дышит, звенит, сверкает красками, он воспринимает себя частью природы и понимает, что он в ответе за этот мир.

(По В. Пескову) 

Часть 2   Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1–В9; С2.1-С2.2

(1)  Второй раз охотничий пёс Бим и его хозяин Иван Иваныч пришли в лес поздним утром, но уже без ружья.(2)  Ароматные набухшие почки берёзы, могучие запахи кореньев, тончайшие струйки пробивающихся ростков трав – всё это было поразительно ново и восхитительно. (3)  Солнце пронизывало в лесу всё насквозь, кроме сосняка, да и тот был кое-где изрезан золотом лучей. (4)  И было тихо. (5)  Главное – было тихо. (6)  До чего же хороша весенняя утренняя тишина в лесу!              (7)  На этот раз Бим стал смелее: всё отлично просматривается. (8)  И он носился по .лесу  вволю, не упуская, однако, из виду хозяина. (9)  Иван Иваныч остановился и смотрит, смотрит по сторонам и нюхает (туда же!)  . (10)  Потом шагнул к дереву, присел и тихонечко, одним пальцем погладил цветок, малюсенький такой (для Ивана Иваныча он почти без запаха, а для Бима во- нючий до невозможности)  . (11)  И что хозяину в том цветке? (12)  Но Иван Иваныч сидел улы- бался. (13)  Бим, конечно, сделал вид, что ему тоже вроде бы хорошо, но это только исключи­тельно из уважения к личности, а на самом деле он был немало удивлён. (14)  Ты посмотри, посмотри-ка, Бим! – воскликнул Иван Иваныч и наклонил нос соба­ки к цветку.  (15)  Такого Бим уже не мог вынести – он отвернулся. (16)  3атем мигом отошёл и лёг на полянке, всем видом выражая одно: (17)  «Ну и нюхай свой цветок!» (18)  Расхождения требовали срочного выяснения отношений, но хозяин смеялся в глаза Биму счастливым смехом, и это бы­ло обидно. (19)  Пёс подумал: (20)  «Тоже мне, хохочет!» (21)  А тот опять к цветку:        (22)  3дравствуй, первенький! (23)  В уставшем от зимней тягости лесу, когда ещё не распустились проснувшиеся поч­ки, когда горестные пни зимней порубки ещё не дали поросль, но уже плачут, когда мёртвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви ещё не шелестят, а лишь потихоньку касаются друг  друга, – неожиданно донёсся запах подснежника! (24)  Еле-еле заметный, но это запах про­буждающейся жизни, и потому он трепетно радостный, хотя почти и не ощутим. (25)  Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радо­сти и счастья, кому оно положено и доступно. (26)  Но сейчас он – украшение жизни для каждо­го: и счастливого, и несчастного. (27)  Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, «незамет­ные» и «маленькие», но с огромной душой. (28)  Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве, – доброту, простоту, доверие. (29)  Так и подснежник кажется капелькой неба на земле...

(По Г.Н. Троепольскому)

Троепольский Гавриил Николаевич (1905–1995)   – русский писатель и публицист. Самым из­вестным его произведением стала повесть «Белый Бим Чёрное ухо», за которую автор был удостоен Государственной премии. Главному герою книги, псу Биму, в Воронеже был установ­лен памятник.

Задания А1 – А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каж­дому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номе­ра выбранных ответов на задания А1– А 7 обведите кружком.

А1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему повествователь считает подснежник «украшением жизни»?»

1)          (10)   Потом шагнул к дереву, присел и тихонечко, одним пальцем, погладил цветок, малюсенький такой (для Ивана Иваныча он почти без запаха, а для Бима вонючий до невозможности)  .

2)         (14)   Ты посмотри, посмотри-ка, Бим! – воскликнул Иван Иваныч и наклонил нос собаки к цветку.

3)         (25)   Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно.

4)         (27)   Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, «незамет­ные» и «маленькие», но с огромной душой.

А2. Укажите, в каком значении употребляется слово «чистый» (предложение 27) .

1)  опрятный

2)      нравственно безупречный

3)      незагрязнённый

4)      тщательно прибранный

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1)       И он носился по лесу вволю, не упуская, однако, из виду хозяина.

2)   Бим, конечно, сделал вид, что ему тоже вроде бы хорошо, но это только исключительно из уважения к личности, а на самом деле он был немало удивлён.

3)   Расхождения требовали срочного выяснения отношений, но хозяин смеялся в глаза Биму счастливым смехом, и это было обидно.

4)   Солнце пронизывало в лесу всё насквозь, кроме сосняка, да и тот был кое-где изрезан золотом лучей.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1)  В слове ВЛЮБИТЬСЯ звуков меньше, чем букв.

2)       В слове ПОВОЗКА происходит оглушение согласных звуков.

3)       В слове ЛУЧ все согласные звонкие.

4)       В слове АЙСБЕРГ все согласные звонкие.

А5. Из предложений 22-23 выпишите слово с непроизносимым согласным в корне слова.

А6. Из предложений 9-11 выпишите слово с приставкой, написание которой зависит от значения.

А7. Из предложений 3-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксе отымённых прилагательных -ЕНН- пишется НН».

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

В1. Замените разговорное слово «мигом» в предложении 16 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

В2. Замените словосочетание «почки берёзы» (предложение 2), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.  Напишите получившееся  словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 6.

В4. Среди предложений 25-26 найдите предложение с обособленными приложениями. Напишите номер этого предложения.

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

И он носился по лесу вволю,(1)   не упуская,(2)   однако,(3)   из виду хозяина. Иван Иваныч остаовился и смотрит,(4)   смотрит по сторонам и нюхает (туда же!)  . Потом шагнул к дереву,(5)   присел и тихонечко,(6)   одним пальцем,(7)   погладил цветок,(8)   малюсенький такой (для Ивана Иваныча он почти без запаха,(9)   а для Кима вонючий до невозможности)  .

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными
подчинительной связью.

Но Иван Иваныч сидел,(1)   улыбался. Бим,(2)   конечно,(3)   сделал вид,(4)   что ему тоже вроде бы хорото,(5)   но это только исключительно из уважения к личности,(6)   а на самом деле он был немало удивлён. – Ты посмотри,(7)   посмотри-ка,(8)   Бим! – воскликнул Иван Иваныч и наклонил нос собаки к цветку.

В8.  Среди предложений 21-24 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

В9. Среди предложений 7-13 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и союзной подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

(7)  На этот раз Бим стал смелее: всё отлично просматривается. (8)  И он носился по лесу вво­лю, не упуская, однако, из виду хозяина. (9)  Иван Иваныч остановился и смотрит, смотрит по сторонам и нюхает (туда же!). (10)  Потом шагнул к дереву, присел и тихонечко, одним пальцем, погладил цветок, малюсенький такой (для Ивана Иваныча он почти без запаха, а для Бима вонючий до невозможности)  . (11)  И что хозяину в том цветке? (12)  Но Иван Ива­ныч сидел, улыбался. (13)  Бим, конечно, сделал вид, что ему тоже вроде бы хорошо, но это только исключительно из уважения к личности, а на самом деле он был немало удивлён.

Часть 3  Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

С2.1. Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли восклицательного знака в пись­менной речи. Помогите Антону доказать его точку зрения.

Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужен восклицательный знак?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст Г.Н. Троепольского. Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции восклицательного знака. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему толь­ко на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предло­жения 11 текста: «И что хозяину в том цветке?»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Категория: 9 класс (КИМ русский язык)
Просмотров: 3276