Печать

Прочитайте текст и выполните задания.

(1 ) А зимой отец сказал, что свои летние каникулы я проведу вместе с ним и с мамой: мы отправимся на юг, на Кавказ, к Чёрному морю. (2)  — Это твоё последнее лето, — сказал отец. — (3) В будущем году ты должен поступить в выбранный институт. (4)  Надо набраться сил, закалить организм! (5) — Мы полетим на самолёте, — сказал отец. — (б) Чтобы в свое последнее лето ты испытал все удовольствия. (7) Удовольствия я любил. (8) К тому же я никогда не купался в море и не летал по воздуху. (9) Последнее лето обещало быть очень счастливым, я ждал его с нетерпением. (10) Неделю назад отец купил три билета на самолёт.

(11) А сегодня я получил долгожданное письмо до востребования. (12) Нина Георгиевна взволнованно писала: «Жду тебя. (13) На всё лето взяла отпуск. (14) Не поехала со своими ребятами в пионерлагерь: жду тебя! (15) Но если ты не приедешь, я не обижусь. (16) У тебя могут быть другие дела и планы. (17) Это можно понять». (18) Я написал ей письмо. (19) Я объяснил, что правильнее приехать к ней в январе, потому что зимой я не смогу отдохнуть на море, а северный город, в котором я жил столько лет, зимой ещё лучше, чем летом: можно кататься на лыжах. (20) Я прочитал письмо - и не смог заклеить конверт. (21) Это было чужое письмо, не моё: длинное, обстоятельное, без помарок. (22) Нет, я должен быть у неё в тот день, когда обещал, когда она ждёт меня. (23) Или вообще не приезжать никогда. (24) Я не могу стать её третьей потерей... (25) И сейчас еду сдавать свой билет. (26) Дома я сказал, что очень хочу повидать бабушку и Антона, которые остались там, в городе моего детства. (27) Я и правда по ним соскучился. (28) Но еду я к Нине Георгиевне, первой жене моего отца, которую бросил он и которую бросил её приёмный сын, Шурик. (29) Я не буду давать телеграмму: я приеду и открою двери ключами, которые до сих пор у меня. (30) Теми самыми, которые оставил Шурик. (31) Она об этом не знает. (32) Пусть не одни только печальные сюрпризы являются в её дом. (33) Мама не возражает: ей приятно, что я так стремлюсь к своей бабушке, к её маме. (34) А с отцом я сегодня по-дурацки поссорился. (З5) Первый раз в жизни. (36) Он вышел из себя, сказал, что поездка моя неразумна, что бабушке и Антону надо просто послать письмо, что можно потом пригласить их в гости. (37) Отец сказал, что я разрушаю планы семьи, что я вырос бескрылым, раз отказываюсь от гор, от высот, от полёта... (38) И всё-таки я еду сдавать билет. (39) Отец привёл слова, кажется вычитанные в книге: «Жизнь человека — это маршрут от станции Рождение до станции Смерть со многими остановками и событиями в дороге. (40) Надо совершить этот маршрут, не сбиваясь с пути и не выходя из графика». (41) А я подумал о том, что ведь есть самолёты и поезда, которые совершают маршруты вне графика и вне расписания. (42) Это самолёты и поезда особого назначения (как раз самые важные!) : они помогают, они спасают... (43) Я не сказал об этом отцу. (44) Но я еду сдавать билет.

(По А. Алексину)

1. Итоговая работа (в формате ГИА) базовый уровень

Преподаватель:

 

Выполнил:

 

Оценка:

 

Подпись преподавателя:

 

 

Вопрос №1

Укажите слово с чередующейся гласной в корне слова. 

a)

повидать

b)

вырос

c)

соскучился

d)

отдохнуть

 

Вопрос №2

Укажите ошибочное суждение. 

a)

В слове МОЕ четыре звука.

b)

В слове КОТОРОМ все согласные звуки твёрдые.

c)

В слове СБИВАЯСЬ буква С обозначает звук [с].

d)

В слове ЕЩЕ все согласные звуки мягкие.

 

Вопрос №3

В каком(-их) предложении(-ях) содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой едет сдавать билет на самолет»? 

a)

(22)Нет, я должен быть у неё в тот день, когда обещал, когда она ждёт меня. (23)Или вообще не приезжать никогда. (24)Я не могу стать её третьей потерей...

b)

(26)Дома я сказал, что очень хочу повидать бабушку и Антона, которые остались там, в городе моего детства.

c)

(7)Удовольствия я любил. (8)К тому же я никогда не купался в море и не летал по воздуху.

d)

(41 )А я подумал о том, что ведь есть самолёты и поезда, которые совершают маршруты вне графика и вне расписания.

 

Вопрос №4

В каком слове правописание приставки определяется её значением — «приближение к чему-либо»? 

a)

пригласить

b)

приеду

c)

приёмный

d)

приятно  

 

Вопрос №5

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «бескрылый» (предложение 37). 

a)

не имеющий творческой фантазии, мечты

b)

боящийся летать самолётом

c)

не умеющий летать

d)

лишённый крыльев

 

Вопрос №6

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 

a)

Последнее лето обещало быть очень счастливым, я ждал его с нетерпением.

b)

Он вышел из себя, сказал, что поездка моя неразумна, что бабушке и Антону надо просто послать письмо, что можно потом пригласить их в гости.

c)

Не поехала со своими ребятами в пионерлагерь: жду тебя!

d)

Это было чужое письмо, не моё: длинное, обстоятельное, без помарок.

 

Вопрос №7

Написание какого слова определяется правилом: «В страдательных причастиях прошедшего времени в полной форме пишется НН»? 

a)

длинное  

b)

взволнованно  

c)

выбранный

d)

долгожданное

 

2. Итоговая работа (в формате ГИА) более сложный уровень

Преподаватель:

 

Выполнил:

 

Оценка:

 

Подпись преподавателя:

 

 

Вопрос №1

Замените словосочетание «северный город» (предложение 19), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Напишите получившееся словосочетание. 

 

[..................]

 

 

Вопрос №2

Замените разговорное слово «по-дурацки» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом.

Напишите это слово. 

 

[..................]

 

 

Вопрос №3

Среди предложений 26-32 найдите предложение с обособленными приложениями.

Напишите номер этого предложения. 

 

[..................]

 

 

Вопрос №4

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру(-ы), обозна-чающую(-ие) запятую(-ые) при однородных членах предложения.

(36)Он вышел из себя,(1) сказал,(2) что поездка моя не-разумна,(3) что бабушке и Антону надо просто послать письмо,(4) что можно потом пригласить их в гости. (37)Он сказал,(5) что я разрушаю планы семьи,(6) что я вырос бескрылым,^) раз отказываюсь от гор,(8) от высот,(9) от полёта.. 

[..................]

 

Вопрос №5

Укажите количество грамматических основ в предложении 29.

Ответ запишите цифрой. 

 

[..................]

 

 

Вопрос №6

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру(-ы), обозна-чающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

(26)Дома я сказал,( 1) что очень хочу повидать бабушку и Антона,(2) которые остались там,(3) в городе моего детства. (29)Я не буду давать телеграмму: я приеду и открою двери ключами,(4) которые до сих пор у меня. 

 

[..................]

 

 

Вопрос №7

Среди предложений 20-23 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.

Напишите номер этого предложения. 

 

[..................]

 

 

Вопрос №8

Выпишите грамматическую основу предложения 3. 

 

[..................]

 

 

Вопрос №9

Среди предложений 10-17 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями.

Напишите номер этого предложения. 

 

[..................]

 

 

3. Уровень повышенной сложности

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова писателя Ф.М. Достоевского: «Язык, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли».

Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста А. Алексина, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Категория: 9 класс (КИМ русский язык)
Просмотров: 1185