Прочитайте текст и выполните задания.
(1 ) Меня дядя Лёня встретил в женском фартуке и со сковородкой в руке. (2) На сковородке шипела яичница. (З) Раньше мне казалось, что дядя Лёня слишком много думает о еде: всегда я встречаю его с промасленными свёртками, которые он держит в протянутой руке. (4) Но мама мне объяснила, что все холостяки очень много возятся с продуктами, а едят гораздо меньше женатых: просто они не способны вести хозяйство. (5) — А-а, тёзка! — воскликнул дядя Лёня как-то растерянно и даже испуганно. (6) Меня тоже зовут Леонидом. (7) Или, вернее, Лёнькой... (8) — Ты один? — спросил дядя Лёня всё так же испуганно. (9) И схватил сковородку другой рукой: она, наверно, была горячая. (10) — Я... один.
(11) Я по делу. (12) Но дядя Лёня выглянул на лестницу, будто за моей спиной мог кто-то скрываться и будто он чего-то опасается. (13) Потом он пригласил меня в комнату. (14) На подоконниках почему-то стояла посуда, прикрытая газетой, а в буфете, за стеклом, где обычно бывает посуда, почему-то стояли старинные книги. (15) Я решил, что ни за что на свете не буду холостяком. (16) — Дядя Лёня, я на минутку. (17) — Кушать не хочешь? (18) У меня есть яичница. (19) Глазунья: два глаза. (20) Можно с тобой поделиться... (21) Я понял: он по доброте своей предлагает мне то, что достаётся ему с наибольшим трудом, — еду, яичницу. (22) И отказался. (23) — Мне надо сказать только два слова. (24) Мне надо узнать... (25) Ну, посоветоваться. (26) Насчёт отца. (27) Я услышал сегодня, что у него «двести двадцать на сто»... (28) Так примерно начал я разговор, сделав вид, будто знаю, что это такое: «двести двадцать на сто». (29) — Видишь ли, — сказал дядя Лёня. (30) Я ведь только зубной врач... (31 ) «Всегда называет себя дантистом, — подумал я, — а тут — зубной врач... (32) Боится, я не пойму, что такое дантист. (33) Считает меня кретином! (34) Или, вернее сказать, ребёнком. (35) Это для взрослых одно и то же». (36) — Скажите, дядя Лёня, это опасно: двести двадцать на сто? (37) Вы ведь знаете!.. (38) Он стянул очки с носа и засунул концы пластмассовых дужек в рот. (39) Так ему всегда удобнее думать. (40) — Как бы это тебе объяснить? — проговорил он не очень внятно, потому что дужки были во рту. (41) Почему мне нужно всё объяснять? (42) А просто сказать нельзя? (43) — Как бы это тебе объяснить, чтобы ты меня понял? (44) Ну, конечно, ведь я же ребёнок, то есть кретин! (45) — Отец выглядит абсолютно здоровым! — сказал я. (46) А когда смеётся, то становится даже румяным. (47) — Я бы с удовольствием к вам зашёл и посмотрел твоего отца, но лучше уж вызвать специалиста. (48) Тем более что Людмила не приглашала. (49) Мне самому неудобно... (50) — Но это опасно? (51) — Как бы тебе объяснить?.. (52) Это — высокое кровяное давление. (53) Его надо сбить! (54) Врачи выпишут лекарства: порошки, уколы, таблетки. (55) Но главное: положительные эмоции! (56) Понимаешь? (57) — Ещё бы! — соврал я. (58) И подумал: «Хорошо бы, чтоб он мне не поверил. (59) И объяснил!» (60) Он не поверил. (61) Или пропустил мои слова мимо ушей. (62) — Положительные эмоции — это значит радость, веселье, надежда... (63) Ведь главное — нервы. (64) Им нужно питание. (65) Я посмотрел на яичницу. (66) Он улыбнулся: — Да-да! (67) Им нужен витамин хорошего настроения. (68) Они это любят, нервы. (69) Отец работает на строительстве? (70) Всю жизнь он на стройках! (71) Это уже, прости меня, не для него: сроки, задания, планы. (72) И ещё...(73) Может, его что-нибудь мучает, угнетает? (74) Это надо решительно все изменить, и каждый день отец должен радоваться!
(По А. Алексину)
1. Итоговая работа (в формате ГИА) базовый уровень
Преподаватель: |
|
Выполнил: |
|
Оценка: |
|
Подпись преподавателя: |
|
Вопрос №1 |
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «стянул» (предложение 38) .
a) |
украсть, взять без спроса |
b) |
потянуть (скатерть) |
c) |
снять с себя |
d) |
стянуть что-либо узлом |
Вопрос №2 |
В каком слове правописание приставки определяется её значением — «неполное действие»?
a) |
прикрытая |
b) |
приглашала |
c) |
примерно |
d) |
предлагает |
Вопрос №3 |
Укажите слово с чередующейся гласной в корне слова.
a) |
поделиться |
b) |
предлагает |
c) |
пригласил |
d) |
проговорил |
Вопрос №4 |
Укажите ошибочное суждение.
a) |
В слове СДЕЛАВ первый согласный звук звонкий. |
b) |
В слове ЗНАЮ четыре звука. |
c) |
В слове СМЕЁТСЯ буквы ТС обозначают звук [ц]. |
d) |
В слове ВЗРОСЛЫХ все согласные звуки твёрдые. |
Вопрос №5 |
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
a) |
Положительные эмоции — это значит радость, веселье, надежда. |
b) |
Меня дядя Лёня встретил в женском фартуке и со сковородкой в руке. |
c) |
На подоконниках почему-то стояла посуда, прикрытая газетой, а в буфете, за стеклом, где обычно бывает посуда, почему-то стояли старинные книги. |
d) |
Им нужен витамин хорошего настроения. |
Вопрос №6 |
Написание какого слова определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных, основа которых оканчивается на Н, пишется НН»?
a) |
промасленный |
b) |
растерянно |
c) |
старинные |
d) |
испуганно |
Вопрос №7 |
В каком(-их) предложении(-ях) содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос:
(41) «Почему мне нужно всё объяснять?»
a) |
(60) Он не поверил. (61) Или пропустил мои слова мимо ушей. |
b) |
(ЗЗ) Считает меня кретином! (34) Или, вернее сказать, ребёнком. (35) Это для взрослых одно и то же. |
c) |
(21) Я понял: он по доброте своей предлагает то, что достаётся ему с наибольшим трудом, — еду, яичницу. (22) И отказался. |
d) |
(40) Как бы это тебе объяснить? — проговорил он не очень внятно, потому что дужки были во рту.
|
2. Итоговая работа (в формате ГИА) более сложный уровень
Преподаватель: |
|
Выполнил: |
|
Оценка: |
|
Подпись преподавателя: |
|
Вопрос №1 |
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру(-ы), обозна-чающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Ну,(1) конечно,(2) ведь я же ребёнок,(3) то есть кретин!
—Отец выглядит абсолютно здоровым! — сказал я. — А когда смеётся, (4) то становится даже румяным.
[..................] |
|
Вопрос №2 |
Среди предложений 6-13 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.
Напишите номер этого предложения.
[..................] |
|
Вопрос №3 |
Среди предложений 36-44 найдите предложение с обращением.
Напишите номер этого предложения.
[..................] |
|
Вопрос №4 |
Укажите количество грамматических основ в предложении 21.
Ответ запишите цифрой.
[..................] |
|
Вопрос №5 |
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру(-ы), обозна-чающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Это уже,(1) прости меня,(2) не для него: сроки,(3) задания, (4) планы. И ещё... Может,(5) его что-нибудь мучает,(6) угнетает? Это надо всё изменить,(7) и каждый день отец должен радоваться!
[..................] |
|
Вопрос №6 |
Среди предложений 16-22 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью между частями.
Напишите номер этого предложения.
[..................] |
|
Вопрос №7 |
Замените словосочетание «пластмассовые дужки» (предложение 38), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.
[..................] |
|
Вопрос №8 |
Замените фразеологизм «пропустил мимо ушей» в предложении 61 стилистически нейтральным синонимом.
Напишите это слово.
[..................] |
|
Вопрос №9 |
Выпишите грамматическую основу предложения 50.
[..................] |
|
3. Уровень повышенной сложности
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания С.Я. Маршака: «Тот, кто не изучал грамматики, не знает законов языка».
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста А. Алексина, иллюстрирующие грамматические явления.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Начать сочинение вы можете словами С.Я. Маршака.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.