Прочитайте текст и выполните задания.

(1 ) Меня дядя Лёня встретил в женском фартуке и со сковородкой в руке. (2) На сковородке шипела яичница. (З) Раньше мне казалось, что дядя Лёня слишком много думает о еде: всегда я встречаю его с промасленными свёртками, которые он держит в протянутой руке. (4) Но мама мне объяснила, что все холостяки очень много возятся с продуктами, а едят гораздо меньше женатых: просто они не способны вести хозяйство. (5)  — А-а, тёзка! — воскликнул дядя Лёня как-то растерянно и даже испуганно. (6) Меня тоже зовут Леонидом. (7) Или, вернее, Лёнькой... (8)  — Ты один? — спросил дядя Лёня всё так же испуганно. (9) И схватил сковородку другой рукой: она, наверно, была горячая. (10)  — Я... один.

(11) Я по делу. (12) Но дядя Лёня выглянул на лестницу, будто за моей спиной мог кто-то скрываться и будто он чего-то опасается. (13) Потом он пригласил меня в комнату. (14) На подоконниках почему-то стояла посуда, прикрытая газетой, а в буфете, за стеклом, где обычно бывает посуда, почему-то стояли старинные книги. (15) Я решил, что ни за что на свете не буду холостяком. (16)  — Дядя Лёня, я на минутку. (17)  — Кушать не хочешь? (18) У меня есть яичница. (19) Глазунья: два глаза. (20) Можно с тобой поделиться... (21) Я понял: он по доброте своей предлагает мне то, что достаётся ему с наибольшим трудом, — еду, яичницу. (22) И отказался. (23)  — Мне надо сказать только два слова. (24) Мне надо узнать... (25) Ну, посоветоваться. (26) Насчёт отца. (27) Я услышал сегодня, что у него «двести двадцать на сто»... (28) Так примерно начал я разговор, сделав вид, будто знаю, что это такое: «двести двадцать на сто». (29)  — Видишь ли, — сказал дядя Лёня. (30) Я ведь только зубной врач... (31 ) «Всегда называет себя дантистом, — подумал я, — а тут — зубной врач... (32) Боится, я не пойму, что такое дантист. (33) Считает меня кретином! (34) Или, вернее сказать, ребёнком. (35) Это для взрослых одно и то же». (36)  — Скажите, дядя Лёня, это опасно: двести двадцать на сто? (37) Вы ведь знаете!.. (38) Он стянул очки с носа и засунул концы пластмассовых дужек в рот. (39) Так ему всегда удобнее думать. (40)  — Как бы это тебе объяснить? — проговорил он не очень внятно, потому что дужки были во рту. (41) Почему мне нужно всё объяснять? (42) А просто сказать нельзя? (43)  — Как бы это тебе объяснить, чтобы ты меня понял? (44) Ну, конечно, ведь я же ребёнок, то есть кретин! (45)  — Отец выглядит абсолютно здоровым! — сказал я. (46) А когда смеётся, то становится даже румяным. (47)  — Я бы с удовольствием к вам зашёл и посмотрел твоего отца, но лучше уж вызвать специалиста. (48)  Тем более что Людмила не приглашала. (49) Мне самому неудобно... (50)  — Но это опасно? (51)  — Как бы тебе объяснить?.. (52) Это — высокое кровяное давление. (53) Его надо сбить! (54) Врачи выпишут лекарства: порошки, уколы, таблетки. (55) Но главное: положительные эмоции! (56) Понимаешь? (57)  — Ещё бы! — соврал я. (58) И подумал: «Хорошо бы, чтоб он мне не поверил. (59) И объяснил!» (60) Он не поверил. (61) Или пропустил мои слова мимо ушей. (62)  — Положительные эмоции — это значит радость, веселье, надежда... (63) Ведь главное — нервы. (64) Им нужно питание. (65) Я посмотрел на яичницу. (66) Он улыбнулся: — Да-да! (67) Им нужен витамин хорошего настроения. (68) Они это любят, нервы. (69) Отец работает на строительстве? (70) Всю жизнь он на стройках! (71) Это уже, прости меня, не для него: сроки, задания, планы. (72) И ещё...(73) Может, его что-нибудь мучает, угнетает? (74) Это надо решительно все изменить, и каждый день отец должен радоваться!

(По А. Алексину)

1. Итоговая работа (в формате ГИА)  базовый уровень

Преподаватель:

 

Выполнил:

 

Оценка:

 

Подпись преподавателя:

 

 

Вопрос №1

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «стянул» (предложение 38) . 

a)

украсть, взять без спроса  

b)  

потянуть (скатерть)  

c)  

снять с себя  

d)  

стянуть что-либо узлом

 

Вопрос №2

В каком слове правописание приставки определяется её значением — «неполное действие»? 

a)  

прикрытая

b)  

приглашала  

c)  

примерно  

d)  

предлагает

 

Вопрос №3

Укажите слово с чередующейся гласной в корне слова. 

a)  

поделиться

b)  

предлагает  

c)  

пригласил  

d)  

проговорил

 

Вопрос №4

Укажите ошибочное суждение. 

a)  

В слове СДЕЛАВ первый согласный звук звонкий.

b)  

В слове ЗНАЮ четыре звука.

c)  

В слове СМЕЁТСЯ буквы ТС обозначают звук [ц].  

d)  

В слове ВЗРОСЛЫХ все согласные звуки твёрдые.

 

Вопрос №5

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 

a)  

Положительные эмоции — это значит радость, веселье, надежда.

b)  

Меня дядя Лёня встретил в женском фартуке и со сковородкой в руке.

c)  

На подоконниках почему-то стояла посуда, прикрытая газетой, а в буфете, за стеклом, где обычно бывает посуда, почему-то стояли старинные книги.

d)  

Им нужен витамин хорошего настроения.

 

Вопрос №6

Написание какого слова определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных, основа которых оканчивается на Н, пишется НН»? 

a)  

промасленный  

b)  

растерянно

c)  

старинные  

d)  

испуганно

 

Вопрос №7

В каком(-их)  предложении(-ях)  содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос:

(41) «Почему мне нужно всё объяснять?» 

a)  

(60) Он не поверил. (61) Или пропустил мои слова мимо ушей.

b)  

(ЗЗ) Считает меня кретином! (34) Или, вернее сказать, ребёнком. (35) Это для взрослых одно и то же.

c)  

(21) Я понял: он по доброте своей предлагает то, что достаётся ему с наибольшим трудом, — еду, яичницу. (22) И отказался.

d)  

(40) Как бы это тебе объяснить? — проговорил он не очень внятно, потому что дужки были во рту.

 

 

2. Итоговая работа (в формате ГИА) более сложный уровень

Преподаватель:

 

Выполнил:

 

Оценка:

 

Подпись преподавателя:

 

 

Вопрос №1

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру(-ы), обозна-чающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Ну,(1) конечно,(2) ведь я же ребёнок,(3) то есть кретин!

—Отец выглядит абсолютно здоровым! — сказал я. — А когда смеётся, (4) то становится даже румяным. 

 

[..................]

 

 

Вопрос №2

Среди предложений 6-13 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.

Напишите номер этого предложения. 

 

[..................]

 

 

Вопрос №3

Среди предложений 36-44 найдите предложение с обращением.

Напишите номер этого предложения. 

 

[..................]

 

 

Вопрос №4

Укажите количество грамматических основ в предложении 21.

Ответ запишите цифрой. 

 

[..................]

 

 

Вопрос №5

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру(-ы), обозна-чающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Это уже,(1) прости меня,(2) не для него: сроки,(3) задания, (4) планы. И ещё... Может,(5) его что-нибудь мучает,(6) угнетает? Это надо всё изменить,(7) и каждый день отец должен радоваться! 

 

[..................]

 

 

Вопрос №6

Среди предложений 16-22 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью между частями.

Напишите номер этого предложения. 

 

[..................]

 

 

Вопрос №7

Замените словосочетание «пластмассовые дужки» (предложение 38), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Напишите получившееся словосочетание. 

 

[..................]

 

 

Вопрос №8

Замените фразеологизм «пропустил мимо ушей» в предложении 61 стилистически нейтральным синонимом.

Напишите это слово. 

 

[..................]

 

 

Вопрос №9

Выпишите грамматическую основу предложения 50. 

 

[..................]

 

 

3. Уровень повышенной сложности

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания С.Я. Маршака: «Тот, кто не изучал грамматики, не знает законов языка».

Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста А. Алексина, иллюстрирующие грамматические явления.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Начать сочинение вы можете словами С.Я. Маршака.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.