«Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как

исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии

сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего,

прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

 И.С. Тургенев «Отцы и дети»,

 А.П. Чехов «Вишнёвый сад»,

 А.М. Горький «Старуха Изергиль»,

 А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича».

Примерные темы сочинений:

 

1. "Вишнѐвый сад" А. П. Чехова как пьеса о прошлом, настоящем и будущем России

2. Время — мерцающий пульс жизни

3. Жизнь слишком коротка, а время слишком драгоценно, чтобы тратить его на глупые ссоры

4. Время может отнять у нас все, кроме любви

 

«Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности

бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться

нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом»

позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и

духовного, внешнего и внутреннего.

 Н.В. Гоголь «Мёртвые души»,

 И.А. Гончаров «Обломов»,

 Л.Н. Толстой «Война и мир»,

 А.И. Солженицын «Матрёнин двор».

Примерные темы сочинений:

1. Помещики и их усадьбы в поэме Н. В. Гоголя «Мѐртвые души»

2. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома

3. Дом — это взгляд на луну, поднимающуюся над спящей равниной...

4. Дом там, где мама. Где мама — там твой дом

 

«Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных

позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его

мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и

возвышающем человека, о еѐ светлых и трагических сторонах.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»,

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,

А.И. Куприн «Гранатовый браслет»,

И.А. Бунин «Чистый понедельник».

Примерные темы сочинений:

1. Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит

2. Все начинается с любви...

3. Любовь сильнее смерти...

4. Люби ближнего, но не давайся ему в обман /К.Прутков/

 

«Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение

понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление.

Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе

человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»,

 «Герой нашего времени»,

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»,

 А.П. Чехов «Ионыч»,

 М.А. Шолохов «Тихий Дон».

Примерные темы сочинений:

1. Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага

2. Либо я найду свой путь, либо проложу его сам

3. Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно

4. Нам дана возможность выбора, но не дано возможности избежать выбора

 

«Год литературы в России» – направление, с одной стороны, связано с

проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего

культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему

очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от

выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать

о большой литературе.

Д.И. Фонвизин «Недоросль» (270 лет со дня рождения),

А.С. Грибоедов «Горе от ума» (220 лет со дня рождения),

Джек Лондон «Мартин Иден».

 Произведения писателей-юбиляров

Примерные темы сочинений:

1. Хорошая книга — это подарок, завещанный автором человеческому роду

2. Творец книги — автор, творец ее судьбы — общество

3. Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются — и старые, и малые

4. Библиотеки — это сокровищницы всех богатств человеческого духа

 

Структура сочинения:

1.      I (введение) – то, что нам дано. Формулируем тему.( Во введении также можно порассуждать: a. Об эпохе; b. Вспомнить факты из биографии писателя;

c. А лучше всего поговорить глобально о поднятой теме)

2.      II (основная часть) – то, что нам требуется доказать. 4(Лучше всего строить рассуждение следующим образом: сначала приведите пример, а потом свои мысли. Нежели наоборот)

3.      III (заключение) – то, что нам требовалось доказать. (Мысль должна либо подтверждать, либо опровергать справедливость идеи сочинения (но лучше, конечно, подтверждать). 6. Будьте нестандартны, когда приступите к написанию заключения! Это может быть цитата, афоризм, риторический вопрос или что-то новое, о чем еще не говорили прежде в сочинении)

 

Критерии оценивания:

1.      Соответствие теме.

2.      Аргументация. Привлечение литературного материала.

3.      Композиция и логика рассуждения.

4.      Качество письменной речи.

5.      Грамотность