15 января 1795 года в Москве в семье офицера русской гвардии, обеспеченного родовитого дворянина родился  Александр Сергеевич Грибоедов - великий русский писатель, драматург, поэт, пианист и композитор, дипломат.
15 января - родились поэт Осип Эмильевич Мандельштам  (1891г.) и  великий французский драматург-комедиограф и актер Жан Мольер (1622г.)    

Грибоедов известен как homo unius libri — писатель одной книги, блестяще рифмованной пьесы «Горе от ума», которую до сих пор часто ставят в театрах России.  Комедия послужила источником многочисленных крылатых фраз. 

«Грибоедов сделал свое: Он уже написал Горе от ума”   (А.С. Пушкин)

«Горе от ума» — произведение непревзойденное, единственное в мировой литературе, не разгаданное до конца»   (А. Блок)

    Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» не теряет своей актуальности вот уже второй век. Время другое, а люди все те же. Современному обществу характерны все проблемы, которые были так близки и тому времени.  В наше время, нам так же, как и героям пьесы, не чужда проблема «отцов и детей». Она звучит крайне злободневно в то нестабильное время, в котором мы живем. Сейчас все более усиливается непонимание между поколениями, отношения родителей и детей становятся все более агрессивными, а ведь по сути причины остаются теми же, что несколько веков тому назад. Точно так же, как Фамусов, любой современный родитель готов сделать все возможное для хорошей жизни своего дитя, иногда полностью игнорируя мечты и желания самого ребенка.

Но «Горе от ума» – не единственное произведение Грибоедова. Он писал стихи, статьи, пьесы и был автором всего около 30 литературных и публицистических произведений. 

    Александр Сергеевич получил разностороннее домашнее образование, играл на музыкальных инструментах (фортепьяно, флейта).  В 6-летнем возрасте свободно владел тремя иностранными языками, в юности уже шестью, в частности в совершенстве английским, французским, немецким и итальянским. Очень хорошо понимал латынь и древнегреческий язык.    
    В 1803 году его отдали в Московский университетский благородный пансион. В 1806 году, в возрасте 11 лет, Грибоедов поступил на словесное отделение Московского университета. В 1808 году получил звание кандидата словесных наук, но не оставил учёбу, а поступил на нравственно-политическое отделение, а потом на физико-математическое отделение.  В 1810 году получает диплом кандидата прав.
    Начавшаяся Отечественная война 1812 года помешала продолжить образование, и он идет добровольцем в армию. 18-летний Грибоедов вступил в Московский гусарский полк  графа Петра Ивановича Салтыкова. Прибыв на место службы, он попал в компанию «юных корнетов из лучших дворянских фамилий» — князя Голицына, графа Ефимовского, графа Толстого, Алябьева, Шереметева, Ланского, братьев Шатиловых.
   Первые литературные опыты Грибоедова — «Письмо из Брест-Литовска к издателю», очерк «О кавалерийских резервах» и комедия «Молодые супруги» (перевод французской комедии «Le secre») — относятся к 1814 г.  После войны Грибоедов уходит в отставку и в 1815г. приезжает в Петербург, где знакомится с издателем журнала «Сын Отечества» Н. И. Гречем и знаменитым драматургом Н. И. Хмельницким.  Вскоре в журналах «Вестник Европы» и «Сын Отечества» публикуются  критические статьи о литературе и переводы молодого литератора.
    Летом 1817г. Грибоедов поступил на дипломатическую службу, заняв должность губернского секретаря (с зимы — переводчика) Коллегии иностранных дел. К этому периоду жизни литератора также относятся его знакомства с А. С. Пушкиным и В. К. Кюхельбекером и многими будущими декабристами, работа над стихотворением «Лубочный театр» (ответ на критику М. Н. Загоскина в адрес «Молодых супругов»), комедиями «Студент» (совместно с П. А. Катениным), «Притворная неверность» (совместно с А. А. Жандром), «Своя семья, или Замужняя невеста» (в соавторстве с А. А. Шаховским и Н. И. Хмельницким).
1817 году в Петербурге произошла знаменитая «четверная дуэль» Завадовского-Шереметева и Грибоедова-Якубовича, завершившаяся гибелью одного из участников, и Грибоедову приходится оставить Петербург. 
Грибоедов жил у Завадовского и, будучи приятелем Истоминой, после представления привез её к себе (естественно, в дом Завадовского), где она прожила двое суток. Кавалергард Шереметев, любовник Истоминой, был с ней в ссоре и находился в отъезде, но когда вернулся, то подстрекаемый корнетом лейб-уланского полка А. И. Якубовичем, вызвал Завадовского на дуэль. Секундантом Завадовского стал Грибоедов, а Шереметева — Якубович; оба также обещали драться.

Первыми вышли к барьеру Завадовский и Шереметев. Завадовский, отличный стрелок, смертельно ранил Шереметева в живот. Поскольку Шереметева надо было немедленно везти в город, Якубович и Грибоедов отложили свой поединок.
   Отложенная дуэль состоялась в следующем, 1818 году, в Грузии. Якубович был переведён в Тифлис по службе, там же оказался проездом и Грибоедов, направляясь с дипломатической миссией в Персию. Грибоедов был ранен в кисть левой руки. Именно по этому ранению удалось впоследствии опознать обезображенный труп Грибоедова, убитого религиозными фанатиками во время разгрома русского посольства в Тегеране.
    В 1818 году Грибоедов, отказавшись от места чиновника русской миссии в США, получил назначение на должность секретаря при царском поверенном в делах Персии. Перед отъездом в Тегеран завершил работу над «Пробами интермедии».   К месту службы отправился в конце августа, спустя два месяца (с кратковременными остановками в Новгороде, Москве, Туле и Воронеже) прибыл в Моздок, по дороге в Тифлис составил подробный дневник с описанием своих переездов.
   С 1821 года он служит на Кавказе, в Тифлисе (Тбилиси), дипломатическим секретарем. Снова в окружении Грибоедова много будущих декабристов.  В Тифлисе он начинает работать над комедией «Горе от ума».  
   В начале 1823 года Грибоедов на время покинул службу и вернулся на родину, в течение двух с лишним лет жил в Москве, в с. Дмитровском (Лакотцы) Тульской губернии, в Петербурге. Здесь автор продолжил начатую на Кавказе работу с текстом «Горя от ума», к концу года написал стихотворение «Давид», драматургическую сцену в стихах «Юность Вещего», водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (в кооперации с П. А. Вяземским) и первую редакцию знаменитого вальса «e-moll». К этому же периоду жизни Грибоедова принято относить и появление первых записей его «Desiderata» — журнала заметок по дискуссионным вопросам русской истории, географии и словесности.
     К 1824 году комедия завершена. Светские салоны восприняли «Горе от ума» восторженно, критика же, наоборот, в штыки. Полный текст был издан за границей лишь в 1858 году А.И. Герценом. В России же полное издание появилось только после реформ, в 1862 году. 
     В конце мая 1825 года, литератор отказался от намерения посетить Европу и вновь уехал на Кавказ.  Накануне этой поездки он завершил работу над вольным переводом «Пролога в театре» из трагедии «Фауст».  По дороге в Грузию заехал в Киев, где встретил видных деятелей революционного подполья (М. П. Бестужева-Рюмина, А. З. Муравьёва, С. И. Муравьёва-Апостола и С. П. Трубецкого), некоторое время прожил в Крыму, посещая имение своего давнего приятеля А. П. Завадовского. Грибоедов путешествовал по горам полуострова, разрабатывал план величественной трагедии о Крещении древних русичей и вёл подробный дневник путевых заметок, опубликованный лишь через три десятилетия после смерти автора.  По утвердившемуся в науке мнению именно под влиянием южной поездки им была написана сцена «Диалог половецких мужей».  Во время поездок он совершенствует владение арабским, турецким, грузинским и персидским языками. Первым преподавателем, обучавшим Грибоедова персидскому языку, был известный ученый-востоковед Мирза Джафар Топчибашев 
     По возвращении на Кавказ Грибоедов, вдохновлённый участием в экспедиции генерала А. А. Вельяминова, написал известное стихотворение «Хищники на Чегеме».  
    В январе 1826 года Грибоедов был арестован в крепости Грозная по подозрению в принадлежности к декабристам и привезён в Петербург, однако следствие не смогло найти доказательств принадлежности Грибоедова к тайному обществу. За исключением А. Ф. Бригена, Е. П. Оболенского, Н. Н. Оржицкого и С. П. Трубецкого, никто из подозреваемых не дал показаний в ущерб Грибоедову. Под следствием он находился до 2 июня 1826 года, но так как доказать его участие в заговоре не удалось, а сам он категорически отрицал свою причастность к заговору, его освободили из-под ареста с «очистительным аттестатом». Несмотря на это некоторое время за Грибоедовым был установлен негласный надзор.
     В сентябре 1826 года Грибоедов вернулся на службу в Тифлис и продолжил дипломатическую деятельность; принял участие в заключении выгодного для России Туркманчайского мирного договора (1828г.) и доставил его текст в Петербург. Вскоре после этого  Грибоедов был назначен министром-резидентом (полномочным послом) в Персию. По пути на место назначения он вновь провёл несколько месяцев в Тифлисе и женился там 3 сентября 1828 года на княжне Нине Чавчавадзе, с которой ему довелось прожить всего несколько недель.  Иностранные посольства располагались не в столице, а в Тавризе, при дворе принца Аббаса-Мирзы, но вскоре по прибытии в Персию миссия отправилась представляться Фетх Али-шаху в Тегеран.
     Во время этого визита Грибоедов погиб:   11 февраля 1829 года в результате провокации персидских властей на посольство России нападала толпа из тысяч взбунтовавшихся религиозных фанатиков.  Все, находившиеся в посольстве (кроме секретаря Ивана Сергеевича Мальцова), были зверски убиты, в том числе и Александр Сергеевич Грибоедов. Тело поэта было перевезено в Тифлис и погребено на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида.   
    Улаживать дипломатический скандал персидский шах послал в Петербург своего внука. В возмещение пролитой крови он привёз Николаю I богатые дары, в их числе был алмаз «Шах». Некогда этот великолепный алмаз, обрамлённый множеством рубинов и изумрудов, украшал трон Великих Моголов. Теперь он сияет в коллекции Алмазного фонда московского Кремля.

  На могиле мужа Нина Чавчавадзе-Грибоедова поставила  памятник с надписью:
«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!».

*****

Яркий афористический стиль способствовал тому, что комедия «Горе от ума» вся «разошлась на цитаты».