В БГПУ состоялся телемост, посвященный обсуждению концепции школьного филологического образования «Русский язык и литература», с участием начальника аналитического управления аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Андрея Петрова, заместителя министра образования и науки РФ Вениамина Каганова, разработчиков концепции, министра образования РБ Гульназ Шафиковой, ректора БГПУ Раиля Асадуллина, заместителя директора ИИЯЛ УНЦ РАН Айбулата Псянчина, преподавателей института филологического образования и межкультурных коммуникаций БГПУ, учителей русского языка и литературы образовательных учреждений г. Уфа.

 

Авторы концепции школьного филологического образования «Русский язык и литература» ознакомили участников встречи с основными положениями документа, ответили на вопросы, интересующие преподавателей и учителей. Высоко оценив представленный проект концепции, участники телемоста высказали ряд замечаний и пожеланий. Заведующий кафедрой русского языка, профессор Игорь Артюшков предложил разработать новые учебные комплексы по предметам с учетом достижений науки и методики, поскольку многие из уже имеющихся не соответствуют современным требованиям. Также недостаточно внимания уделяется речевому этикету, тогда как он служит средством формирования языковой картины мира и идентификации личности.

Профессор кафедры русского языка Райса Хайруллина высказала мнение, что с учетом современных реалий необходимо предусмотреть создание современных, этнически ориентированных методик обучения, которые учитывали бы разные уровни владения русским языком, соответствующих методических пособий (учебников русского языка, учебников родных языков, учебников иностранных языков), основанных на лингвокультурологическом подходе. При этом следует сделать особый акцент на выработке коммуникативной компетенции в рамках культуры.

Заведующая кафедрой русской литературы Валентина Борисова особо подчеркнула метапредметный, универсальный статус литературы как предмета изучения и обучения, а также безусловность и абсолютность критериев отбора литературных произведений для изучения. По её мнению, изучение литературы в школах с параллельным изучением родной литературы и в полиэтнических школах (классах) должно вестись в евразийском и библейско-кораническом контекстах, актуальных для российского культурного и образовательного пространства.

Завуч по учебной работе, учитель русского языка и литературы высшей квалификации школы-гимназии № 3 г. Уфа Альбина Андронова предложила составить для учащихся путеводитель по современной русской и зарубежной литературе.

В заключении было отмечено, что данная концепция предполагает создание предпосылок для формирования в обществе устойчивой гуманитарно-культурной среды, в которой русский язык и литература станут важнейшими средствами общения и будут занимать ведущие позиции.