Номинация "Ироническая рецензия"
Победитель - Масланов Дмитрий (МАОУ лицей № 46)

Второго апреля в Уфе в университете УГАТУ была показана пьеса Алексея Володина "Выхухоль".
Странное ощущение остается после просмотра… Сначала кажется, что она слишком запутана, потом понимаешь, что, наоборот, слишком проста. Разве так может быть? Оказывается, да. Самое главное, что постановка Екатерины Темновой, хоть и ненадолго, разрушает унылость будней, заставляет думать и анализировать даже тех, для кого это несвойственно. Мне кажется, что идейный замысел спектакля состоит в том, чтобы показать, как государство может из "мухи раздуть слона" и этого самого "слона" использовать, как повод для войны. Фактически перед нами история семьи, состоящей из людей, объединенных целью выжить в обстановке постапокалипсиса (неужели я это выговорил?!) Отдельные люди со своей болью и мечтами и одновременно модель общества вообще. Своего рода микрокосм, потому что в этих людях, как в зеркале, отражаются все извечные проблемы человечества: власть и личность, любовь и смерть, долг и самопожертвование, любовь и измена.


Как и в любом государстве, в этом – то ли первобытном, то ли, наоборот, постиндустриальном – обществе есть глава и военный вождь с характерными абстрактными именами - Глава Рода (Галина Чепурнова) и Человек Боя (Иван Цыкало). Вся «политика» да и смысл жизни сводится к тому, чтобы выжить, развиться, захватить господство над соседями. По сюжету мы понимаем, что соперниками нашего "государства" является род Скорпионов, с которыми нужно обязательно начать войну (а как еще отвлечь народ от мыслей о еде?), но повода нет. Человеку Боя, как военному вождю, нужно решить эту проблему. И повод берется собственно ниоткуда. Пропала выхухоль, а с ней Отец и Мать. Но вождю неинтересно, что пропало животное. (А может это пропала совесть, или милосердие, или взаимовыручка?) Он, поворачивая ситуацию в свою пользу, обвиняет в пропаже соплеменников соседнее "государство" - Скорпионов. Лучше повода для войны не найти. Осталось только убедить в этом остальной "народ", но для начала надо запугать свидетелей, что впоследствии он и делает. В пьесе отлично показана вся суть власти и межгосударственных отношений в малом масштабе. Ведь с маленького обмана начинаются все человеческие катастрофы. Если бы Большой Лоб (Марат Сарваров) изначально не соврал, то вряд ли бы главари могли это использовать в своих интересах. Атмосфера, когда понимаешь, что может произойти, становится просто раскаленной. Вообще напряжение не отпускает до самого конца.
И в этом, конечно, заслуга актерского состава. Хочется особо отметить Человека Боя (Иван Цыкало). Мне кажется, что это самый яркий персонаж. Хотя в спектакле две запоминающиеся роли, вторая - Ушастый, которого отлично сыграл Салават Гибаддулин. Вообще, мастерскую игру актеров помогает оценить практически полное отсутствие декораций: только экран на заднем плане и трансформирующиеся скамьи, которые не отвлекают от странных и, я бы даже сказал, эзотерических диалогов. Эти персонажи живут в особом мире, играют со словами и со смыслами – и это так здорово.
К положительным сторонам спектакля относится и его музыкальное сопровождение, усугубляющее атмосферу таинственности, "яростной" борьбы за выживание. Меня, как и многих зрителей, не оставляло чувство страха за героев, ведь они на грани раздора. Спектакль очень динамичен и пролетает на одном дыхании, в него органично вписались и костюмы, и танцы (особенно удачен, на мой взгляд – танец с палками). Но главное, он оставляет после себя «растревоженные души». Кто же мы – приматы, живущие по принципу «Копье ему в печень!» или все же люди, способные сохранить живую человеческую душу в любых условиях?
Я желаю коллективу дальнейших творческих успехов, и пусть огонь, который горит в глазах молодых актеров не погаснет еще долго. Спектакль создан с душой и любовью к своей профессии. С нетерпением буду ждать продолжения.

А все же: была ли выхухоль?

 

Номинация "Театральная журналистика"
Победитель - Валеева Карина (11 А, лицей № 123)

Вот и наступила она - долгожданная весна! Я иду домой из школы по уже привычному, «выхоженному» за одиннадцать лет маршруту. Солнышко приятно щекочет лицо, заглядывает в лужи. На календаре второе апреля, чем бы заняться сегодня вечером? Ответ на этот вопрос мне известен давно, конечно, я займусь подготовкой к ЕГЭ и никакая чудесная погода не собьет меня с курса! Постой... Какое число? Второе? (Шепчет внутренний голос). Это же сегодня! Сегодня, в шесть вечера! Как я могла забыть?! Нет, придется сделать небольшой перерыв в подготовке к экзаменам, пересмотреть свои планы, ведь весна принесла мне не только тепло, но и спектакль по мотивам произведения А. М. Володина «Выхухоль». Да уж, теперь я с нетерпением жду вечера!
Показ проходил в третьем корпусе авиационного университета. Режиссер спектакля и основатель некоммерческого партнерства «Мастерская театральных миниатюр имени менЯ» Темнова Екатерина Владиславовна ввела нас в курс дела, и большой актовый зал, наполненный юными зрителями, на целых пятьдесят минут погрузился в первобытный мир людей, созданный актерами.
В первобытную эпоху у людей был единственный способ выжить. Он заключался в том, чтобы держаться вместе, жить одной большой общиной, племенем, в котором все обязанности строго регламентированы и распределены: одни охотятся, другие собирают ягоды и травы, третьи следят, чтобы не потух разведенный с таким трудом костер. Каждый знал, что если он не выполнит свою функцию, то подведет племя. Его выгонят из общины, а без нее он обязательно погибнет. Все совместное, нет ничего личного, все для общины и все во имя общины — вот девиз первобытного человека. Именно в эту эпоху и в этих условиях живут герои спектакля: Глава Рода, Человек Боя, Ушастый, Ящерица, Большой Лоб, Черепашка, Красноречивый, Сестра-хозяйка и Зубр. Все имена говорящие, например, Человек Боя очень хочет объединить племя войной и взять руководство в свои руки, а Красноречивый, действительно, умеет придать красивую форму слову.
Все голодные, все устали, а тут еще и последнюю еду — жалкую рыжую выхухоль украли. Да, именно из-за водяной крысы разгорается конфликт и раскалывается сначала отдельная семья, а потом и племя. Кто украл? Кто виноват? Несомненно свои, это самое обидное. Что теперь делать, как выжить? Неужели все думают только о себе? Нет, не может этого быть, ведь если все будут думать только о себе, то человечество погибнет.
Герои спектакля высказывают свои предположения насчет похищения выхухоли, обвиняют друг друга, но ни к какому выводу не приходят, «извиняются», и конфликт, пройдя первый круг и приобретя новую силу, ждет момента, чтобы разгореться вновь. Актеры прыгают через скамью: сначала по-одному, по-два, а через несколько секунд вся сцена приходит в движение. На мой взгляд, этот прием был использован режиссером для того, чтобы показать, что толпа всегда сильнее, чем единичный представитель человеческого рода.
Отец семейства переступил через нравственные и моральные устои и похитил выхухоль, чтобы накормить свою жену, у которой пропало молоко. Но она не посмела принять его добычу. Тогда отец разозлился и «сожрал» крысу сам. Отец и мать ушли, гонимые позором и стыдом, обрекли себя на смерть.
Грустная правда похищения водяной крысы была секретом двоих (Большого Лба, который все видел, и Ящерицы), но все тайное рано или поздно становится явным. Ушастый заключает сделку с Большим Лбом и узнает правду.
Что теперь делать? Жить и молчать? Жить и молчать!
На сцене появляется Человек Боя. Настоящий самец, вожак, готовый перегрызть всем горло и пойти по головам, готовый обманывать и быть обманутым ради выгоды. Члены племени выходят с длинными палками, символизирующими копья, олицетворяют собой первобытный суд и ждут рассказа Ушастого. Человек Боя заставляет его говорить:
- Отца и мать похитили скорпионы. - герой неуверенно выдавливает из себя слова.
- Толпа танцует, энергично бьют палками сородичи. Черепашка (еще совсем ребенок) извиняется перед духами за Ушастого.
- А теперь послушаем Черепашку! - провозглашает Человек Боя.
- Рыжего и жену никто не похищал, он ушел потому что стыдно. - говорит правду Черепашка.
- Герои сходят сума от правды и неправды, корчатся от боли. Они не могут принять жестокую действительность. Глава Рода выходит на центр сцены. Она выглядит растеряно, звучит ее голос: «Если мы перестанем верить друг другу, тогда мы не семья. Разные люди говорят разное. Кому же теперь верить?». Все качаются под музыку. Глава Рода выталкивает людей из круга, а они бегут обратно и прижимаются друг к другу еще плотнее.
- Глава Рода обращается ко всем сидящим в зале (по-моему позвоночнику пробегает холодок, появляются мурашки): «Скоро дети начнут врать, а взрослые их наказывать! Цепочка вранья. Давайте задумаемся, люди!».
- Но, к сожалению, ее призыв не доходит до сородичей. Ушастый врет, что его отец победил Скорпионов, а все остальные хвалят его за вранье. Герои бьют палками, свет мигает.
- Мигание света, словно ознаменовало начало новой эпохи — эпохи лжи, вранья, которая, конечно, не приведет наших героев ни к чему хорошему.
- Община сделала свой выбор и он, увы, не в пользу правды. Люди боялись разрушить свое племя позором, истина слишком больно била в глаза и ослепляла их, именно поэтому они решили заглушить ее неправдой. Легко носить маски и притворяться не тем, кем ты являешься на самом деле. В конце концов наши герои даже сами поверили в придуманную ими же ложь... Племя, вовлеченное в обман, объединилось войной.
- К чему приведет наших героев тропа вранья, станет ли она долгожданным решением всех проблем, спасением и счастьем? Я думаю нет.
-
- Неужели ложь так привлекательна? Стоит ли нам закрывать глаза на правду? Продолжать позволять другим водить себя вокруг пальца? Верить в красивую сказку или принять не такую сладкую, но, все-таки правду-реальность? Эти и многие другие вопросы поднимает в своем спектакле режиссер Екатерина Темнова.
- Данные вопросы актуальны всегда, ответы на них человечество пытается найти с незапамятных времен. Проблему нравственного выбора, лжи и истины, чести и достоинства рассматривали в своих произведениях мастера слова всех времен и народов. Вспоминаю Иуду Искариота из повести Леонида Андреева «Иуда Искариот». Иуда из Кариота был коварен, склонен к предательству и лжи. Он бросил жену и добывал хлеб воровством. «Детей у него не было, и это еще раз доказывает, что Иуда— дурной человек и не хочет Бог потомства от Иуды». Он приносил с собой ссоры и несчастья. К нему со скептицизмом относятся и добрые, и злые люди. Ученики Иисуса не доверяют этому «рыжему» и считают, что кроме коварства и зла от него нечего ожидать. Но даже такой лживый человек как Иуда неосознанно тянется к людям чистым и светлым, поэтому он и приходит к Иисусу и старается заслужить его любовь.
- Грустным примером того, что человечество не всегда готово к правде и даже пытается скрыть ее, несомненно во вред себе, может послужить эпизод из жизни реального человека — Джордано Бруни. Он высказывал ряд догадок, опередивших эпоху и обоснованных лишь последующими открытиями: о том, что звёзды — это далёкие солнца, о существовании неизвестных в его время планет, о том, что существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу. Это была правда, за которую суд Рима приговорил Бруно к смертной казни через сожжение.
Спектакль сопровождает музыка, которая помогает передать общее настроение, чувства и переживания героев. Видна хорошая работа хореографа, танцы энергичны, я бы даже сказала импульсивны и оригинальны. Вообще, вся пьеса очень динамична. Тут вам и игра с блоками, составляющими важную смысловую композицию сцены, и танцы с палками-копьями.
На мой взгляд, следовало бы поработать над костюмами актеров, потому что джинсы, надетые под черные наряды, не очень сочетаются с эпохой, в которой происходит действие, и отвлекают внимание зрителя от происходящего.
Самое время поделиться своими впечатлениями об игре актеров. Не хочется перехвалить, но играли они безупречно. Придраться не к чему. Я получала удовольствие каждую минуту, верила каждому слову и жесту. Это замечательно, потому что актеры — те люди, которые позволяют нам прожить историю вместе с ними, показывают ее нам, зрителям. Особое впечатление на меня произвели: Регина Утяшева (Ящерица), которая очень правдоподобно и горько плакала, Галина Чепурнова (Глава Рода), мастерски играющая стойкость и одновременно ранимость, Салават Гибаддулин (Ушастый), без которого спектакль не был бы таким, какой он есть.
Безусловно спектакля бы не было без режиссера. Екатерина Темнова проделала большую работу и заслуживает уважения. Конечно, довольные зрители — вот лучшая награда для режиссера. Я очень рада, что в Уфе появилась и действует «Мастерская театральных миниатюр имени меня». Спектакли, поставленные в этом театре не только доставляют удовольствие зрителю, но и заставляют его задуматься над важными проблемами, еще раз вынося их на рассмотрение зрителю. Я, Валеева Карина, говорю «да» спектаклю «Выхухоль» и советую всем найти немного свободного времени, чтобы посмотреть данную постановку.

 

Номинация "Живой язык"
Победитель - Егорова Светлана (МБОУ СОШ № 51)

Для меня творчество Александра Володина было чем-то новым, неизведанным. Я уселась в почти полном зале и после того, как нас немного ввели в курс дела, погас свет и представление началось. Режиссер решила представить героев в видеоформате на большом экране, и надо сказать это было весьма оригинально и полезно, чтобы дать понять зрителям кто есть кто, особенно тем, кто не знаком с пьесой.
Пьеса Володина — по интонации построенная на полутонах, зависимая от пауз. Она словно всем своим строем противится активным постановочным вторжениям, ставкам на убедительную зрелищность, на громкий и насыщенный активной энергией диалог со зрительным залом.
Екатерину Темнову это не только не остановило, наоборот, она знала, что именно перепад потенциалов рождает электрический ток. И вот, от самой первой сцены до конца атмосфера на сцене очень напряженная. Герои не останавливаются ни на секунду: все время они ходят, бегают, стучат палками и даже дерутся. И главное, заставляют заворожено наблюдать за этим зрелищем.
А зрелище это очень занимательно, ведь Володин в своем произведении попытался вспомнить, как начиналась жизнь на Земле и чему могут поучиться у этого времени современные люди. Всем героям «Выхухоли» рано или поздно приходится решать, на чьей они стороне, делать свой нравственный выбор. Ушастый (Салават Гибаддулин), один из главных героев “Выхухоли”, решает: сказать сородичам правду или согласиться с Человеком Боя (Иван Цыкало), для которого правда сама по себе абсолютно не важна и даже вредна, потому что мешает его безраздельной власти.
С одной стороны баррикад Ящерица (Регина Утяшева), самая красивая женщина рода и сестра Ушастого, для которой главное лишь спокойствие и стабильность, ради которых она пойдет на все, даже согласится с Большим Лбом (Марат Сарваров), что ее отец превратился в выхухоль, хотя знает, как все было на самом деле. Ящерица меняет свое мнение, как только предыдущее оказывается неудобным. Она как хамелеон, постоянно меняющий свой цвет.
Но есть люди, которые честны перед собой и перед миром, и призывают остановить ложь. Черепашка (Айгуль Султанова), которая знает правду и пытается ее добиться, оказывается в опале, когда уговаривает Ушастого сказать правду и противостоит всему роду вместе с ним. Она тот человек, для которого искренность и честность превыше всего.
Именно Человек Боя и Черепашка показались мне самыми интересными персонажами. И это полностью заслуга актеров, превосходно сыгравших их. Чувствуется энергетика Человека Боя в Иване и непростые чувства Черепашки в Айгуль. Хорошо вжилась в роль и Галина Чепурнова (Глава Рода), перед которой тоже встал выбор: кому верить?
Нельзя не отметить хореографа. Прекрасно отточенные движения актеров и танец племени, весьма выразительно вписавшегося в действие, несомненно, его заслуга.
На сцене нет декораций. Если не считать несколько скамеек. Но благодаря режиссеру, их постоянные перемещения становятся подручным средством выражения чувств на сцене. Они помогают передать энергичную, драматичную и волнующую атмосферу зрителям. Музыка, раздающаяся из колонок в некоторых эпизодах, прекрасно вписывается и дополняет картину.
Но иногда музыка заглушает слова героев (например, в сцене разговора Человека Боя и Ушастого), что нежелательно, так как это мешает полному пониманию пьесы. Также с резкими движениями: иногда у актеров не хватает дыхания двигаться и одновременно четко проговаривать слова.
Но в целом, спектакль произвёл на меня колоссальное впечатление. Заставил задуматься над вопросами о соотношении правды и лжи, и даже переосмыслить отношения к некоторым людям. О смысле и подтексте можно рассуждать и рассуждать.
За мастерство актеров, способных достучаться до зрительских сердец, за интересные режиссерские находки, за погружение в этот мир я ставлю 5 из 5. Мелочи, вроде звуков и слов, незначительны.
Я бы посоветовала этот спектакль людям, способным читать между строк и догадываться об истинном значении фраз и действий. Тем, кто задумывается над вечными вопросами и заботится о своем будущем. Такие люди могут оказаться разного возраста, ведь все зависит от духовной составляющей, однако, планка 16+ кажется, вполне подходящей, ведь именно в этом возрасте человек пытается найти свой смысл существования и больше думает о дальнейших перспективах. Таких произведений не хватает на большой сцене, и хочется пожелать удачи и терпения актерам и режиссерам, чтобы они и дальше продолжили радовать зрителей такими необычными постановками.