Печать

1.Пояснительная записка

        Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными по­ложениями ФГОС нового поколения.

Данная рабочая программа ориентирована на со­держание авторской программы и на учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Корови­на (М.: Просвещение, 2012).

 

Важнейшее значение в формировании духовно бо­гатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребно­стями имеет художественная литература. В основу кур­са школьной литературы положены принципы связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, а также историзма, традиций новаторства. Задачей кур­са является осмысление историко-культурных сведе­ний, нравственно-эстетических представлений, усвое­ние основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать ху­дожественные произведения, овладение богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.'

Изучение литературы в основной школе направле­но на достижение следующих целей:

    воспитание духовно развитой личности, фор­мирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям оте­чественной культуры;

   развитие эмоционального восприятия худо­жественного текста, образного и аналитиче­ского мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представле­ний о специфике литературы в ряду других ис­кусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

    освоение текстов художественных произведе­ний в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико- литературных понятий;

    овладение умениями: чтения и анализа худо­жественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и не­обходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исто­рического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литератур­ного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образова­ния предусматривает решение следующих основных задач:

   обеспечение соответствия основной образова­тельной программы требованиям ФГОС;

    обеспечение преемственности начального об­щего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

    обеспечение доступности получения качест­венного основного общего образования, дости­жение планируемых результатов освоения про­граммы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здо­ровья;

    установление требований: к воспитанию и со­циализации обучающихся как части образо­вательной программы, к соответствующему усилению воспитательного потенциала шко­лы, к обеспечению индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, к формированию образователь­ного базиса с учетом не только знаний, но и со­ответствующего культурного уровня развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

    обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образователь­ного процесса, взаимодействия всех его участ­ников;

    взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной про­граммы с социальными партнерами;

    выявление и развитие способностей обучаю­щихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склон­ностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практи­ки, с использованием учреждений дополнитель­ного образования детей;

    организация интеллектуальных и творческих со­ревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятель­ности;

    участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в создании и развитии вну- тришкольной социальной среды, школьного уклада;

    включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приоб­ретения опыта реального управления и действия;

    социальное и учебно-исследовательское про­ектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психо­логов, социальных педагогов в сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями про­фессионального образования, центрами профес­сиональной работы;

    психоло­гического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

    воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям современного общества, иннова­ционной экономики, способной решать задачи построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

    формирование соответствующей целям обще­го образования социальной среды развития обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образова­ния, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

    ориентацию на достижение основного результа­та образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

    признание решающей роли содержания образо­вания, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в до­стижении целей личностного и социального развития обучающихся;

    учет индивидуальных возрастных, психоло­гических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятель­ности и форм общения при построении обра­зовательного процесса и определении обра­зовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

   разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждо­го обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными воз­можностями здоровья.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классиче­скими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного обра­зования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой сло­весной культуры, обладающими высокими художест­венными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитываю­щими высокие нравственные чувства у человека чи­тающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художествен­ных произведений и теоретико-литературных понятий:

    осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

    выразительное чтение художественного текста;

    различные виды пересказа (подробный, крат­кий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

    ответы на вопросы, раскрывающие знание и по­нимание текста произведения;

    заучивание наизусть стихотворных и прозаиче­ских текстов;

    анализ и интерпретацию произведения;

    составление планов и написание отзывов о про­изведениях;

    написание сочинений по литературным произ­ведениям и на основе жизненных впечатлений;

  .целенаправленный поиск информации на основе

знания ее источников и умения работать с ними;

    индивидуальную и коллективную проектную деятельность.

Содержание деятельности по предмету в 5 классе

В этой возрастной группе формируются представ­ления о специфике литературы как искусства слова, развивается умение осознанного чтения, способность общения с художественным миром произведений раз­ных ^анров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связа­ны с анализом внутренней структуры художественного произведения - от метафоры до композиции.

Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять вни­мание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной дея­тельности учащихся.

Курс литературы строится с опорой на текстуаль­ное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

 

2.Общая характеристика учебного предмета

 

Главная идея программы по литературе — изуче­ние литературы от фольклора к древнерусской ли­тературе, от нее — к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. В программе соблюдена системная направ­ленность: в 5 классе это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений, знакомство с отдельными сведения­ми по истории их создания, а также с фактами био­графий писателей (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом классе (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 клас­се — внимание к книге.

Чтение произведений зарубежной литературы про­водится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания тек­ста является выразительность чтения. Именно эти на­выки формирует преподавание литературы в 5 классе.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Мето­дическом письме о преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения Федерального ком­понента государственного стандарта общего образова­ния», в рабочей программе выделены часы на развитие речи (далее — P.P.), на уроки внеклассного чтения (да­лее — Б.Ч.), проектную деятельность учащихся.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, от­зывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, список произ­ведений для самостоятельного чтения.

3.Место предмета «Литература» в учебном плане

 

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 70 часов за учебный год.

Распределение учебных часов по разделам программы

Введение. Книга в жизни человека —1ч.

Устное народное творчество -7 ч.

Из древнерусской литературы — 1 ч.

Из русской литературы XVIII века - 1 ч.

Из русской литературы XIX века - 32 ч (в т. ч. 3 К.Р., 4 P.P.).

Из русской литературы XX века - 19 ч (в т. ч. 2 К.Р., 0  P.P.).

Из зарубежной литературы — 6 ч (в т. ч. 1В. Ч.).

Итоговый тест —1ч.

Резервные часы – 2 ч.

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Литература» в 5 классе

 

. Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

 * совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

 * использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии и др.).

Метапредметные результаты:

 * умение поднимать проблему, выдвигать гипотезу, структуировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; * умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;

 * умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

 Предметные результаты:

1) в познавательной сфере:

* понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление в них нравственных ценностей и их современного звучания;

* умение анализировать литературное произведение;

* определение в произведении элементов сюжета, композиции, выразительных средств языка; 2) в ценностно-ориентированной сфере:

 * приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы,

* формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

* понимание авторской позиции и своё отношение к ней; 3) в коммуникативной сфере:

* осмысленное чтение литературных произведений разных жанров;

 * умение пересказывать произведения или их отрывки, отвечать на вопросы, создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

 * написание сочинений, творческих работ, рефератов на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

* эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;

 * понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно- выразительных языковых средств в создании художественных образов.

5.Содержание  учебного предмета «Литература» в 5 классе

 

      ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, худож­ник, редактор, корректор, наборщик). Учебник лите­ратуры и работа с ним.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (7 ч)

Фольклор (1ч)

Фольклор — коллективное устное народное творче­ство. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполните­ли фольклорных произведений. Коллективное и ин­дивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки (4 ч)

Сказки как вид народной прозы. Сказки о живот­ных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и фило­софский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характе­ре и поступках героев. Образ невесты-волшебницы... Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Жи­вотные-помощники. Особая роль чудесных противни- ков - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика вол­шебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. Герои на­родных сказок в оценке писателей.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — кре­стьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Литерату­ра и изобразительное искусство.

Сказки о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле. Литература и изобрази­тельное искусство.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закреп­ление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариа­тивность народных сказок (начальное представление). Сравнение.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 ч)

Начало письменности у восточных славян и воз­никновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехри­стианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный па­мятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость вое­воды Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представ­ление).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1 ч)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов - ученый, поэт, худож­ник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» — науч­ные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (32 ч)

Русские басни (1 ч)

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Ла- фонтен, русские баснописцы XVIII в.).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о басно­писце.

«Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рас­сказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен («Зеркало и Обезьяна»), инсценирование. Проект.

Теория литературы. Басня (развитие представ­ления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский (2ч)

Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литера­турной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благо­родство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представ­ление).

Контрольная работа (далее — К.Р.). Тест за I чет­верть (1ч)

Александр Сергеевич Пушкин (5 ч)

Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы уче­ния).

P.P. Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества'и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«Улукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Рус­лан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, об­разов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие ли­тературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Литературная сказка (началь­ное представление). Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Русская литературная сказка (2 ч)

Антоний Погорельский

Краткий рассказ о писателе.

« Черная курица, или Подземные жители». Сходство и различие литературной сказки и народной. Мир дет­ства в изображении писателя. Проект.

Михаил Юрьевич Лермонтов (2 ч)

Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического собы­тия устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, алли­терация (начальное представление).

Николай Васильевич Гоголь (3 ч)

Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жиз­ни, народных преданий, сочетание

Николай Алексеевич Некрасов (2 ч)

Краткий рассказ о поэте.

«Мороз, Красный нос» («Есть женщины в русских селеньях...»). Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины воль­ной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представ­лений).

Иван Сергеевич Тургенев (3 ч)

Краткий рассказ о писателе.

Реальная основа повести «Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нрав­ственные качества Герасима: сила, достоинство, со­страдание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста кре­постных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное пред­ставление).

К.P., P.P. Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму» (1ч)

Афанасий Афанасьевич Фет (1ч)

Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яр­кая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой (3 ч)

Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жесто­кость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представ­лений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов (2 ч)

Краткий рассказ о писателе.

«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества ге­роев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор/развитие представле­ний).

Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе (1ч)

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной», «Как весел гро­хот летних бурь»', Плещеев «Весна», И.С. Ники­тин «Зимняя ночь в деревне»\ А.Н. Майков «Ласточки»', И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотво­рений. Проект.

Теория литературы. Стихотворный ритм как сред­ство передачи эмоционального состояния, настроения.

К.Р., P.P. Сочинение. «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)» (1ч)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19 ч)

Владимир Галактионович Короленко (2 ч)

Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополуч­ной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и со­страдание героев повести. Образ серого сонного горо­да. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание — основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представ­лений). Композиция литературного произведения (началь­ное представление).

P.P. Сочинение. Обучение навыкам характеристи­ки героев. (1ч)

Сергей Александрович Есенин (1ч) Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображе­ние родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Теория литературы. Эпитет, олицетворение, мета­фора, ритм, фольклорный образ, пейзаж. Павел Петрович Бажов (2 ч) Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастер­ству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и раз­личное).

Константин Георгиевич Паустовский (2 ч)

Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострада­ние, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Самуил Яковлевич Маршак (2 ч) Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положитель­ные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (на­чальное представление). Пьеса-сказка. К.Р. Тест за III четверть (1 ч) Андрей Платонович Платонов 12 ч) Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оп­тимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений). Виктор Петрович Астафьев (2 ч) Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Автобиографичность рассказа. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понима­ние, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу, основные черты характера ге- роя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литера­турного произведения (начальное представление). Поэты о Великой Отечественной войне (1ч) Патриотические подвиги в годы Великой Отечест­венной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчиш­ку на лафете»-, А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети — трагическая и героическая тема произ­ведений о Великой Отечественной войне.

Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе (2 ч)

И.А. Бунин «Помню долгий зимний вечер...»; А.А. Прокофьев «Аленушка»', Д.Б. Кедрин *Аленушка»; Н.М. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщен­ный образ России. Проект. Писатели улыбаются (2 ч)

Саша Черный. Краткий обзор биографии и творче­ства. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произве­дений для детей.

Юлий Черсанович Ким. Краткий обзор биографии и творчества. «Рыба-кит».

Теория литературы. Юмор (развитие понятия). К.Р. Итоговый тест по русской литературе XIX—XX вв. (1ч)

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 ч) Роберт Льюис Стивенсон (1ч) Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Даниэль Дефо (1ч) Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приклю­чения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчер­паемым возможностям человека. Ханс Кристиан Андерсен (1 ч) Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Соотношение реального и фантастического. Противопоставление красоты внешней и внутренней — Герда и Снежная королева. Победа добра, любви и дружбы над злом. Марк Твен (2 ч) Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчи­вость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отно­шениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон (1ч)

В. Ч. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении под­ростка, вынужденного добывать пищу, заботиться

1  старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД (1 ч)

Итоговый тест.

 

7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

 

 

Используемый учебно-методический комплекс

Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литера­тура. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учре­ждений. М.: Просвещение, 2012.

Произведения для заучивания наизусть

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья...»

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селень­ях...», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студеную зимнюю пору...»).

Ф.И. Тютчев. «Весенние воды».

А.А. Фет. «Весенний дождь».

М.Ю.Лермонтов. «Бородино».

По теме «Война и дети» 1—2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» 1—2 стихо­творения.

 

Список используемой литературы

Основной

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педа­гогика, 2009.

2.  Концепция Федеральных государственных об­разовательных стандартов общего образования / Под ред. A.M. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвеще­ние, 2008.

3. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Ли­тература: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.

4.   Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591

5.  Постановление Главного государственного са­нитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и органи­зации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).

6.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по осна­щению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».

7. Примерная основная образовательная програм­ма образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.

8.  Примерные программы внеурочной деятельно­сти / Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.

9.  Приоритетный национальный проект «Обра­зование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo

10.  Система гигиенических требований к услови­ям реализации основной образовательной программы основного общего образования: [Электронный до­кумент]. Режим доступа: http://standart.edu.ru

11.  Федеральная целевая программа развития об­разования на 2011—2015 гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/news/8286

12.  Федеральный государственный образователь­ный стандарт основного общего образования. М.: Про­свещение, 2010.

13.  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации».

14. Формирование универсальных учебных дейст­вий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.

15. Фундаментальное ядро содержания общего об­разования / Под ред. В.В. Козлова, A.M. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.

Дополнительный

1. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социаль­ные эффекты образовательной политики // Лидеры образования. 2007. № 7.

2. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модер­низации образования: на пути преодоления кризиса идентичности и построения гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1.

3. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Россий­ская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: НексПринт, 2010.

4. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Под общ. ред. М.Б. Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург, 2010.

5.  Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. М.: Просвещение, 2007.

6. Журналы «Стандарты и мониторинг образова­ния», 2011-2012.

7. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие кри­тического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.

8. Поливанова К.А. Проектная деятельность школь­ников. М.: Просвещение, 2008.

9.  Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru

10.  Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

11.  Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный до­кумент]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru

12.  Сайт «Образовательные ресурсы сети Интер­нет»: [Электронный документ]. Режим доступа: http:// katalog.iot.ru

13. Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электрон­ный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru

14.  Сайт «Федеральный государственный образо­вательный стандарт»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru

15.  Сайт Министерства образования и науки РФ: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon. gov.ru

Сайт ФГУ «Государственный научно-иссле­довательский институт информационных технологий

 

8.Планируемые результаты изучения учебного предмета

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса

Учащиеся должны знать:

    авторов и содержание изученных произведений;

    основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жан­ры фольклора; сказка, виды сказок; постоян­ные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (на­чальные представления); басня, аллегория, по­нятие об эзоповом языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихо­творная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, компози­ция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представлещга); пьеса- сказка; автобиографичность литературного про­изведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

    воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

    отличать стихотворение от прозы, используя све­дения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

    видеть связь между различными видами искус­ства и использовать их сопоставление, напри­мер, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

    выявлять основную нравственную проблематику произведения;

    определять главные эпизоды в эпическом произ­ведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

    прослеживать изменение настроения (интона­ции) в стихотворении;

    воспринимать многозначность слов в художест­венном тексте, определять их роль в произведе­нии, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отноше­ния к изображаемому;

   различать особенности построения и языка про­изведений простейших жанров (народная и ли­тературная сказка, загадка, басня, рассказ);

    пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

    ориентироваться в незнакомой книге (автор, ан­нотация, оглавление, предисловие, послесловие);

    выразительно читать текст-описание, текст- повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

    подготовить (устно и письменно) краткий, сжа­тый, выборочный и подробный пересказы;

   словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

    аргументировать свое отношение к героям про­изведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, пережи­вания, портреты, речь, находить прямые автор­ские оценки;

    написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и ли­тературных впечатлений;

    сочинять небольшие произведения фольклор­ного жанра - сказки, загадки, басни;

    создавать сочинения-миниатюры по картине.

6. Тематическое планирование

 


Категория: Рабочие программы
Просмотров: 951