1.Пояснительная записка

  Рабочая программа для 11 классов МБОУ Лицей «Содружество»  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы».- М.: Русское слово, 2004 г. (учебник:  Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин.  Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2006)

 

Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

-  рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов

- соответствует  стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

 - способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование.

          Цели обучения русскому языку:                                                                                                          

• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения;

• развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;

• применение полученных знаний и умений в речевой практике.

            Период обучения в 5-11 классах охватывал практически все этапы становления языковой личности. Содержание обучения русскому языку отобрано и структури ровано на основе компетентностного подхода и направлено на развитие и совершенствование языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компе тенции.

            Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и учёных-русистах; овладение основными нормами русского литератур ного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенст вование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться раз личными лингвистическими словарями.

            Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой дея тельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в раз личных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

            Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения культуры, на ционально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры меж национального общения.

Задачи обучения русскому языку в старшей школе определяются с позиций компетентности подхода:

  • воспитать гражданина и патриота;
  • сформировать представления о русском языке как ду ховной, нравственной и культурной ценности народа с осознанием национального своеобразия русского языка и овладением культурой межнационального общения;
  • развивать и совершенствовать способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационные умения и навыки; навыки самоорганизации и саморазвития;
  • углубить знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развиваю щейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различ ных сферах и ситуациях общения;
  • совершенствовать овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать истори ческий комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и рече вые нарушения;
  • применять полученные знания и умения в собственной речевой практике, в том числе в профессионально-ориентированной сфере общения; совершенствовать нормативное и целе сообразное использование языка в различных сферах и ситуациях общения.

 

2.Общая характеристика учебного предмета

 

Основные направления работы по русскому языку в 11 классе

 Одно из основных направлений преподавания русского языка — организация работы по повторению учащимися курса русского языка и подготовка к сдаче единого государственного экзамена.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практи ческой деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, мор фологического, синтаксического, орфографического, пунктуа ционного и других видов разбора, которые следует использо вать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков само контроля.

Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Повторяя с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике.

Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями.

Тщательный анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и особенно контрольных работ, используется для определения направления дальнейшей работы учителя по формированию умений и навыков школьников.

Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения)

 

           Организация образовательного процесса построена на классно-урочной форме обучения с применением фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.

           Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения:

  • личностно-ориентированное обучение;
  • ИКТ;
  • метод проектов;
  • исследовательские работы обучающихся;
  • технология подготовки к ЕГЭ;
  • игровые технологии.

            Формы промежуточного контроля в 11 классе: объяснительный, выборочный, графический, цифровой, предупредительный, словарный, свободный диктанты, диктант с грамматическим заданием, тестирование, изложение, сочинение на свободную тему, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему, сочинение на грамматическую тему, сочинение по данному началу, проверочная работа с выбором ответа, лингвистический, речеведческий, комплексный анализы текста.

Контроль за уровнем обучения учащихся 10 - 11 классов осуществляется по трём направлениям:

  • учитываются умения производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания;
  • учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами литературного произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирование предложений и текста владение  изобразительно – выразительными средствами языка;
  • учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.

Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:

1.      Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, словарно-орфографический).

2.      Диктант с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический)..

3.      Сочинение - рассуждение.

4.      Тест по материалам и в форме ЕГЭ.

5.      Словарный диктант.

6.      Устное монологическое высказывание на лингвистическую тему.

7.      Эссе (классическое, аргументированное).

Средства обучения

·                        Словари и энциклопедии по русскому языку;

·                        Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;

·                        Раздаточный и дидактический материал.

·                        Печатные пособия.

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для старшеклассников.

·         Диапозитивы.

Русские и советские лингвисты.

 

           3.Место предмета «Русский язык»  в учебном плане

На изучение предмета по учебному плану школы отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.

 

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку

 

 

Личностные результаты


       В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут умения учитывать позицию автора, организовывать и осуществлять сотрудничество и с учителем, и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Метапредметные результаты

       В результате изучения курса русского языка выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. У обучающихся будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. Обучающиеся получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. В результате изучения предмета формируются  навыки, необходимые  для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с  информационными объектами, в которых объединяются текст, изображения неподвижные и движущиеся изображения, базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете. Они приобретут навыки обработки и поиска информации.Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание изучаемого предмета, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в дальнейшем.

       Предметные результаты:

  1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;

2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

•   адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;

•   осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;

•   способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

•   владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:

•   создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

•   подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;

•   применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

•   соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;

•   осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;

4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;

5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.

5.Содержание  учебного предмета «Русский язык» в 11 классе

 

 

Основное содержание курса

Структура школьного курса русского языка в 11  классе

Программа построена с учетом принципов системности, научно сти и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

  Содержание разделов и тем учебного курса представлено в следующей таблице:

 

 

№ п\п

Название раздела

Количество  часов

Часы развития речи

1

Введение. Из истории русского языкознания

1

-

2

Синтаксис. Пунктуация. Повторение изученного в 5 – 10 классах

28

4

3

Стилистика. Функциональные стили

5

1

 

Итого

34

5

 

СИНТАКСИС

 

Словосочетание

   Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.

Синтаксический разбор словосочетания.

 

Предложение

   Понятие о предложении. Классификация предложений. Преложения простые и сложные

 

Простое предложение

    Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и одно составные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соедини тельное тире. Интонационное тире. Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения.

 

Простое осложненное предложение

Синтаксический разбор простого предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

 

Сложное предложение

   Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Период. Знаки препинания в периоде.Синонимия разных типов сложного предложения.

 

Предложения с чужой речью

    Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при  цитатах.

 

Употребление знаков препинания

   Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

 

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.      Правильность речи. Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы. Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство. Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.Составление руководства «Учусь говорить хорошо и правильно».

 

СТИЛИСТИКА

         Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи,  а    также изобразительно-выразительные средства Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.Текст. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.

 

 

7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

 

Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено по учебно-методическому комплекту:

1. Гольцова, Н. Г.  Русский  язык.  10–11  классы : программа  курса / Н. Г. Гольцова. – М. : Русское слово, 2010.

2. Гольцова, Н. Г.  Русский  язык.  10–11  классы : книга  для  учителя / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. – М. : Русское слово, 2009.

3. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10–11 классы. Базовый уровень. Профильный уровень : тематическое и поурочное планирование / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. – М. : Русское слово, 2009.

4. Гольцова, Н. Г. Русский язык. ЕГЭ : учебное пособие / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – М. : Русское слово, 2008.

5. Гольцова, Н. Г. Русский язык в таблицах. 10–11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. – М. : Русское слово, 2008.

6. Гольцова, Н. Г. Русский язык : трудные вопросы морфологии. 10–11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. – М. : Русское слово, 2009.

7. Меркин, Б. Г. Русский язык : подготовка к ЕГЭ : дидактические и справочные материалы, тесты / Б. Г. Меркин, Л. Г. Смирнова. – М. : Русское слово, 2008.

8. Школьный справочник по русскому языку / К.А. Войлова, Е.В. Клобуков, В.В. Леденева ; под ред. П. А. Леканта. – М. : Русское слово, 2008.

Учебные пособия:

1. Граудина, Л. К. Риторика и стилистика : учебное пособие для 10–11 классов  общеобразоват.  учреждений / Л. К. Граудина, М. А. Мищерина, Н. Н. Соловьева. – М. : Русское слово, 2007.

2. Потемкина, Т. В. Русский язык. 10–11 классы : программа элективных курсов / Т. В. По-темкина, С. В. Сабурова. – М. : Русское слово, 2006.

3. Смирнова, Л. Г. Культура русской речи : программа элективного курса / Л. Г. Смирнова. – М. : Русское слово, 2007.

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

1. Русский язык в школе : журн. – 2007. – № 5.

2. Малюшкин, А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10–11 классы / А. Б. Малюшкин. – М. : ТЦ «Сфера», 2009.

3. Войлова, К. А. Русский язык. Культура речи : тематическая тетрадь / К. А. Войлова. – М. : Дрофа, 2008.

4. Антонова, С. В. Русский язык : задания типа А Единого государственного экзамена : рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. – М. : Вентана-Граф, 2008.

5. Антонова, С. В. Русский язык : задания типа А Единого государственного экзамена : рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. – М. : Вентана-Граф, 2008.

6. Антонова, С. В. Русский язык : задания типа В Единого государственного экзамена : рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. – М. : Вентана-Граф, 2008.

7. Антонова, С. В. Русский язык : задания типа В Единого государственного экзамена : рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Антонова, Т. И. Склизкова. – М. : Вентана-Граф, 2008.

8. Мазнева, О. А. Практикум по стилистике русского языка. Тексты и задания : пособие  для  старшеклассников  / О. А. Мазнева,  И. М. Михайлова. – М. : Дрофа, 2008.

9. Дунаев, А. И. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / А. И. Дунаев, В. А. Ефремов, В. Д. Черняк. – СПб. : САГА : Азбука-классика, 2008.

10. Козловская, М. В.  Русский  язык.  Анализ текста : пособие для подготовки  к  Единому  государственному  экзамену  /  М. В. Козловская,
Ю. Н. Сивакова. – СПб. : САГА : Азбука-классика, 2008.

11. Единый государственный экзамен. 2008, 2009. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор ИСОП. – М. : Интеллект-центр, 2009.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

1. Русский язык : электронный репетитор (система обучающих тестов). URL : www.gmcit.murmansk.ru/text/bit/1998/32/4/htm

2. Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2009. URL :

    www.labirint.ru/software/135117/

3. Репетитор «Русский язык» (школьный курс). URL :

    www.edunews.ru

4. Единый государственный экзамен : Русский язык. 2007–2008 : электронное учебное пособие. – 1 электрон. диск (СD-ROM).

5. Репетитор  по  русскому  языку. 2008 : электронное учебное пособие. – 1 электрон. диск (СD-ROM).

 

 

8.Планируемые результаты изучения учебного предмета

 

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

·         связь языка и истории, культуры русского и других народов;

·         смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

·         основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

·         орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:        

·         осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

·         анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности их употребления;

·         проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

·         использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

·         извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных электронных носителях;

говорение и письмо

·         создавать и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

·         применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

·         соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

·         соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

·         использовать основные  приёмы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·         осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

·         развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

·         увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

·         совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

·         самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

 

 

Календарно-тематическое планирование