1. Пояснительная записка

Настоящая программа по русскому языку для IX класса  МБОУ Лицей «Содружество» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

 

Содержание программы соответствует Обязательному минимуму образования по русскому языку для основной школы, Требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы, действующему Базисному учебному плану, основным положениям Концепции образовательной области «Филология» (2000 г.), а также основным идеям, заложенным в Проект государственного образовательного стандарта по предмету «Русский (родной) язык» (2004 г.).

Рабочая программа разработана на основании  авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) автора – составителя С.И. Львовой: Программы  по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/ (авт. – сост. С.И. Львова). – 2-е изд., перераб., - М.: Мнемозина, 2008.

Особенностью данной программы является ее ориентация на интенсивное речевое развитие учащихся. Усиленное внимание к речевому аспекту в изучении русского языка определяет и оригинальную структуру программы: в ней не только представлена система понятий, подлежащих изучению, но выделена информация об особенностях употребления в речи языковых единиц. Проведена идея дифференциации программного материала. Программа реализует культуроведческий аспект в обучении родному языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и истории русистики, включении сведений о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии.

 

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; календарно – тематическое планирование; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

2.Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе  компетентностного  подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для IX класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

 

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

Ø    воспитание  гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

Ø    совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

Ø    освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

Ø    формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Преподавание  предмета ведётся на основе учебно-методического комплекса по русскому языку:  Львова С.И. Русский язык. 9 класс. В 2 ч.: учебник для  общеобразовательных  учреждений./ С.И.Львова, В.В.Львов. – 5-е изд., стер. -  М.: «Мнемозина», 2012.

 

Учебник 9 класса состоит из следующих элементов:

 

I часть.

Повторение изученного в 5-8 классах. Текстоведение. Синтаксис и пунктуация. Повторение изученного в 5-9 классах. Приложение.

II часть.

Справочные материалы и учебные словари.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

 

3.Место предмета «Русский язык» в учебном плане

 

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в IX классе – 68 часов. В школьной программе на изучение русского языка отведено 102 часа (3 часа в неделю).

 

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по литературе

 

Личностные результаты


       В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут умения учитывать позицию автора, организовывать и осуществлять сотрудничество и с учителем, и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Метапредметные результаты

       В результате изучения курса русского языка выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. У обучающихся будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. Обучающиеся получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. В результате изучения предмета формируются  навыки, необходимые  для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с  информационными объектами, в которых объединяются текст, изображения неподвижные и движущиеся изображения, базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете. Они приобретут навыки обработки и поиска информации.Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание изучаемого предмета, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в дальнейшем.

       Предметные результаты:

  1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;

2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

•   адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;

•   осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;

•   способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

•   владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:

•   создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

•   подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;

•   применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

•   соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;

•   осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;

4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;

5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания

 

5.Содержание  учебного предмета «Русский язык» в 9 классе

 

 

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

 

ü  Русский литературный язык.

ü  Повторение изученного в 5-8 классах.

ü  Сложносочиненное предложение.

ü  Сложноподчиненное предложение.

ü  Бессоюзное сложное предложение.

ü  Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.

ü  Синтаксические конструкции с чужой речью.

ü  Повторение изученного в 5-9 классах .

 

Срок  реализации  программы: данная программа рассчитана на изучение русского языка в течение одного учебного года

Русский литературный язык (2 часа)

            Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечие.

Понятие о литературном языке. Нормированность (наличие норм) - основная отличительная особенность русского литературного языка.

Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические и пунктуационные.

Виды лингвистических словарей (обобщение).

Культура речи как раздел лингвистики (обобщение). Основные задачи раздела. Культура речи и культура Поведения человека.

*Понятие экологии языка.

 

Повторение изученного в 5 – 8  классах (15 часов).

Основные единицы языка: звук (*фонемы), морфема, слово, словосочетание, предложение.

Трудные случаи синтаксического и пунктуационного анализа предложения.

Трудные случаи орфографии и пунктуации.

Вопрос о тексте как единице языка и речи.

 

Текстоведение (6 часов).

Текст и его признаки (обобщение).

Основные требования к содержанию текста: соответствие его теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, последовательность изложения, правильность выделения абзацев, достоверность фактического материала и др.

Основные средства связи предложений в тексте: лексические связи предложений в тексте (лексический повтор, синонимы, антонимы и др.), морфологические (союзы, союзные слова, частицы, местоимения, наречия и др.), синтаксические (вводные слова, синтаксический параллелизм, порядок слов и др.), комбинированные.

*Анафора как риторическая фигура речи.

Рассуждение как тип речи и его виды (доказательство, объяснение, размышление).

Коммуникативная цель рассуждения (объяснить собеседнику что-либо, убедить его в чем-либо). Структура текста-рассуждения

Рецензия, отзыв, эссе как речевые жанры. Основные речевые стандарты (клише), помогающие реализовать коммуникативный замысел в процессе комментирования содержания прочитанного (прослушанного) текста, выявления и формулирования позиции автора и изложения собственного мнения.

Публичная речь как разновидность устной речи, обращенной к аудитории, рассчитанной на публику. Соответствие публичной речи научному или публицистическому стилю.

Основные требования к публичному выступлению.

Чтение и изложение текста (подробное и сжатое)

Основные этапы подготовки и написания изложения на основе прочитанного или прослушанного текста.

Основные приемы сокращения информации при написании сжатого изложения прочитанного или прослушанного текста: исключение второстепенной информации в каждой части текста или в одной из частей, обобщение необходимой информации в одной или в каждой части, замена прямой речи косвенной, исключение повторов материала, перегруппировка материала, объединение частей текста и др.

Сочинение текста. Основные этапы создания текста: определение темы и основной мысли текста; обдумывание содержания текста сочинения и подготовка рабочих материалов (плана, некоторых формулировок, списка слов, словосочетаний и т.п.); создание текста; редактирование текста.

 

Синтаксис и пунктуация 

Сложное предложение – 40 часов

Сложное предложение как единица синтаксиса – 1 час

Сложное предложение как смысловое, структурное и интонационное единство. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, союзные слова. Бессоюзные и союзные (сочинительные, подчинительные) сложные предложения.

 

Сложносочиненные предложения  - 9 часов

Сложносочиненное предложение, его грамматические признаки.

Строение сложносочиненного предложения.

*Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и способы их выражения: соединительные отношения (одновременность, последовательность, причина и следствие; используются соединительные союзы и, также, тоже, да); противительные отношения (сопоставление, противопоставление; используются противительные союзы а, но, да, однако, зато); разделительные отношения (последовательная смена событий, явлений, перечисление взаимоисключающих событий, явлений; используются разделительные союзы либо, или, то ... то, не то ... не то).

 

Сложноподчиненные предложения – 24 часа

Сложноподчиненное предложение, его грамматические признаки.

Строение сложноподчиненного предложения: главная и придаточная часть, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое).

Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова. Использование указательных слов в сложноподчиненных предложениях.

Смысловые и стилистические различия сложноподчиненных предложений с синонимическими союзами (чтобы, чтоб, с тем чтобы, для того чтобы и т. п.).

Виды придаточных предложений по характеру смысловой связи между частями и значению подчинительных союзов, союзных слов: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия, сравнения, степени, цели, причины и следствия, условия, уступки).

*Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений в современной лингвистике.

*Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными, местоименно-определительными.

Сложные предложения с двумя или несколькими придаточными.

Виды подчинительной связи в сложных предложениях с двумя или несколькими придаточными: соподчинение (однородное и неоднородное); последовательное подчинение придаточных частей; сочетание в предложении соподчинения и последовательного подчинения.

 

Бессоюзные сложные предложения – 7  часов

Бессоюзное предложение, его грамматические особенности.

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзного сложного предложения в зависимости от смысловых отношений между его частями: 1)со значением перечисления, 2) со значением причины, пояснения, дополнения, 3) со значением времени, условия; следствия, сравнения; противопоставления или неожиданного, резкого присоединения, быстрой смены событий.

 

Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи – 5 часов

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Структурные особенности сложного предложения с разными видами синтаксической связи. Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи: 1) сочинительная и подчинительная, 2) подчинительная и бессоюзная, 3) сочинительная и бессоюзная, 4) сочинительная, подчинительная и бессоюзная.

Интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.

*Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста.

 

Синтаксические конструкции с чужой речью  - 9 часов

Основные способы передачи чужой речи: 1) предложения с прямой речью, 2) сложноподчиненные предложения с косвенной речью, 3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи (говорить о тебе), 4) предложения с вводными конструкциями (по словам родителей). Прямая и косвенная речь.

*Несобственно-прямая речь

Диалог и его основные виды: диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и др.

Цитирование как способ передачи чужой речи. Различные способы цитирования: в форме прямой или косвенной речи, а также с помощью специальных вводных конструкций (по словам ... , как писал ... ). Основные требования к цитированию.

Повторение изученного в 5-9 классах (11  часов).

 

7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

 

Печатные пособия.

ü  Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация. Раздаточные материалы. – Москва, ДРОФА, 2010 г.

ü  Портреты выдающихся отечественных лингвистов 19-20 века. – Москва, ДРОФА, 2010 г.

Мультимедийные пособия.

ü  Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка. — М. : Эрикос, 2010.

ü  Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

ü  Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. — М. : ООО «Кирилл и Мефодий», 2002—2010.

ü  1С: Репетитор. Русский язык: Мультимедийный курс. — М. : 1С, 2000.

ü  1С: Школа: Тесты по пунктуации: 9—11 классы. — М. : 1С, 2011.

 

Интернет-ресурсы.

ü  http://rusolymp.ru/ http://www.rosolymp.ru/ — Сайт «Всероссийская олимпиада школьников».

ü  http://pedsovet.org/ — Всероссийский Интернет-педсовет.

ü  http://www.it-n.ru/ — Сеть творческих учителей.

ü  http://som.fio.ru/ http://www.openclass.ru/ — Открытый класс.

ü  http://pedsovet.alledu.ru/ — Педсовет.

ü  http://nayrok.ru/ — Портал «На урок.ру».

ü  http://www.ug.ru/ — Информационный сайт «Учительская газета».

ü  http://ps.1september.ru/ — Газета «Первое сентября».

ü  http://rus.1september.ru/ — Электронная версия газеты «Русский язык».Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».

ü  http://www.gramota.ru/ — Справочно-информационный портал «Грамота.Ру».

ü  http://www.gramota.ru/spravka/ — Справочная служба русского языка.

ü  http://likbez.spb.ru/tests/ — Тесты по русскому языку.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

            Для учителя

 

  1. Программа по русскому языку для 5-11 классов общеобраз. учрежд./Автор-составитель С.И. Львова – М.:Мнемозина, 2009.
  2. Быстрова Е. А., Львова С. И., Капинос В. И. и др. Обучение русскому языку в школе / под ред. Е. А. Быстровой. — 2-е изд. — М. : Дрофа, 2010.
  3. Львов В. В. Орфоэпия на уроках русского языка: 5—9 классы. — М. : Экзамен, 2011.
  4. Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. — 2-е изд. — М. : Русское слово, 2001.
  5. Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. —2-е изд. — М. : Дрофа, 2005.
  6. Львова С. И. Русский язык. Трудные вопросы морфемики и словообразования: Пособие для учителя. — М. : Просвещение, 2013.
  7. Львова С. И., Цыбулько И. П., Гостева Ю. Н. Настольная книга учителя русского языка. 5—11 классы / под ред. С. И. Львовой. — М. : Эскмо,2007.
  8. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. —3-е изд. — М. : Дрофа, 2005.
  9. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8—9 классы: Пособие для учителя. — М. : Мнемозина, 2003.
  10. Опыт внедрения учебно-методического комплекта по русскому языку под редакцией С. И. Львовой: Сборник статей по итогам научно-практической конференции / под ред. С. И. Львовой. — М. : Мнемозина, 2012.

 

            Для учащихся

 

  1. Васильевых И. П., Гостева Ю. Н., Егораева Г. Т. ГИА 2013. Русский язык: 9 класс: 30 вариантов типовых тестовых заданий. — М. : Экзамен, 2013.
  2. Гостева Ю. Н., Васильевых И. П. ГИА 2013. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания. — М. : Экзамен, 2013.
  3. Гостева Ю. Н., Васильевых И. П., Соколова Н. В. Контрольные работы по русскому языку в новом формате. 9 класс. — М. : Интеллект-Центр, 2011—2013.
  4. Капинос В. И., Пучкова Л. И., Гостева Ю. Н., Цыбулько И. П. ЕГЭ:
  5. шаг за шагом. Русский язык. 9 класс. — М. : Дрофа, 2011.
  6. Львов В. В., Гостева Ю. Н. Тесты по русскому языку: К учебнику С. И. Львовой, В. В. Львова. 9 класс. — М. : Экзамен, 2013.
  7. Львова С. И. ГИА 2013. Русский язык. Сборник заданий. 9 класс. —М. : Эксмо, 2013.
  8. Львова С. И., Замураева Т. И. ГИА 2013. Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс. — М. : Эксмо, 2013.
  9. Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М. : Дрофа, 2005.
  10. Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М. : Мнемозина, 2005.

11.  Львова С. И.. Русская орфография. Самоучитель.- Москва, Мнемозина, 2005 г.

 

 

 

 

8.Планируемые результаты изучения учебного предмета

 

Речь. Речевая деятельность

Аудирование. Адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров; понимать информацию, содержащуюся в устном сообщении, вычленять в нём коммуникативную установку, тему, главную мысль, основную и дополнительную информацию; систематизировать и фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, полного или сжатого пересказа; формулировать вопросы по содержанию аудиотекста; сопоставлять два и более прослушанных текстов, сравнивая их содержание, основную мысль и авторскую позицию; выделять в аудиотексте изучаемые языковые явления; работать с аудиословарём «Устный русский», сопоставляя содержание прослушанной программы о русском языке с другой информацией по той же теме; адекватно воспринимать содержание небольшого по объёму видеотекста и на его основе создавать собственные речевые высказывания (устные и письменные); извлекать и анализировать аудиоинформацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; предъявлять прослушанную информацию в виде связного текста, плана, тезисов, схемы, таблицы, рисунка и т. п.; исправлять орфоэпические, грамматические и интонационные ошибки, допущенные в собственной и чужой устной речи; давать адекватную и объективную оценку устным выступлениям одноклассников.

Чтение. Адекватно понимать информацию, содержащуюся в письменном сообщении (тему текста, главную мысль, основную и дополнительную информацию); осознавать коммуникативную цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения; переходить с одного вида чтения на другой с учётом коммуникативной целесообразности; составлять тезисный план, конспект прочитанного текста; отвечать на вопросы по содержанию текста, используя при этом информацию, содержащуюся в тексте в явном или неявном виде; сопоставлять прочитанный и прослушанный тексты, сравнивая их содержание, основную мысль и авторскую позицию; сопоставлять и сравнивать тексты с точки зрения их содержания и возможного использования в процессе подготовки собственного речевого высказывания (устного или письменного); сопоставлять информацию, предъявленную в виде текста, таблицы, схемы, модели; предъявлять прочитанную информацию в виде связного текста, плана, тезисов, схемы, таблицы, мультимедийной презентации, рисунка и т. п.; определять примерное содержание книги по её компонентам (оглавлению, аннотации, иллюстрациям и т. п.); самостоятельно оценивать степень понимания содержания прочитанного текста; аргументированно прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста; владеть приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; вести самостоятельный поиск информации; преобразовать, сохранять и передавать информацию, извлечённую из различных источников, включая компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета.

Говорение. Создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы с учётом замысла, адресата и ситуации общения, осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей; создавать высказывания научного стиля: готовить развёрнутые сообщения и доклады на лингвистические и литературные темы для уроков-семинаров, зачётов, занятий кружка; владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывание содержания по плану), наличие грамматической и смысловой связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики); владеть различными видами устного монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и устного диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога) в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; строить небольшое по объёму научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка (например, «Причастие — это особая форма глагола или самостоятельная часть речи?»), а также на основе словаря цитат «Высказывания о русском языке»; выступать перед одноклассниками с небольшими сообщениями, докладами, рефератами, мультимедийными презентациями; публично представлять проект, реферат и защищать свою позицию, используя различные средства аргументации и речевого воздействия на слушателей; участвовать в обсуждениях актуальных проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать слушателей; понимать коммуникативные цели и мотивы собеседника в разных ситуациях общения и уместно использовать эту информацию в процессе речевого общения; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения в различных ситуациях общения; осуществлять речевой самоконтроль, обнаруживая и исправляя недочёты в построении и содержании устного высказывания (отступления от темы и основной мысли, нарушение логики высказывания и др.), речевые недочёты (неправильное или неточное словоупотребление, неудачный порядок слов и др.) и грамматические ошибки (нарушение норм согласования и управления, построения предложений с причастным и деепричастным оборотом и т. п.); оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; уметь предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Письмо. Создавать письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (аннотация, реферат, выступление, эссе и др.), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей; владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывание содержания по плану), правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, соответствие нормам правописания; воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, тезисы, конспект, аннотация); писать изложения на основе публицистических, художественных, научно-учебных текстов, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства исходного текста; вводить в текст изложения элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования); писать небольшие по объёму сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста, комментируя позицию авторов по затронутой в исходном тексте проблеме и формулируя собственное отношение к ней; формулировать основную мысль сочинения-рассуждения, убедительно аргументировать свою точку зрения, приводя не менее двух-трёх доказательств; уместно употреблять разные виды цитирования; осуществлять речевой самоконтроль, оценивая собственное изложение и сочинение с точки зрения содержания и языкового оформления; соблюдать изученные правила орфографии и пунктуации, а также лексические и грамматические нормы в письменных высказываниях; совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построении и содержании письменного высказывания (отступления от темы и основной мысли, нарушения логики изложения, абзацного членения текста), речевые недочёты (неправильное или неточное словоупотребление, неудачный выбор средств связи между предложениями) и грамматические ошибки (нарушение норм согласования и управления, построения предложений с причастным и деепричастным оборотом, сложных предложений с придаточным определительным, изъяснительным и т. п.); использовать лингвистические словари, в том числе и онлайн-словари, при написании сочинения, изложения и редактировании текста.

Анализ текста. Определять принадлежность текста к той или иной разновидности русского национального языка (литературный язык, диалект, просторечие, жаргон); оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы; фиксировать замеченные нарушения норм, различать грубые и негрубые нарушения (языковые ошибки и речевые недочёты); по предложенному плану проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи.

Предметные результаты обучения

Фонетика и орфоэпия. Объяснять, в чём заключаются особенности изменения звуков в речевом потоке, как изменяется качество гласного звука в безударном положении, при каких фонетических условиях происходит оглушение и озвончение согласных звуков; применять знания по фонетике в практике правописания; правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм; проводить фонетический и орфоэпический разборы слов, учитывая трудности при выполнении этой работы и способы их преодоления (опора на план разбора и примечания к нему).

Морфемика и словообразование. Овладеть приёмом морфемного анализа: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т. п.); пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей; опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов; проводить морфемный и элементарный словообразовательный разборы слов, учитывая трудности при выполнении этой работы и способы их преодоления (опора на план разбора и примечания к нему).

Лексикология и фразеология. Владеть основными лексическими нормами современного русского языка; разъяснять лексическое значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять в речи; пользоваться разными видами лексических словарей, используя книги и ресурсы Интернета; правильно использовать термины в текстах научного стиля; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём изобразительно-выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях русского языка; использовать лексическую синонимию как коммуникативно-эстетическое средство в устной и письменной речи; проводить лексический разбор слова, учитывая трудности при выполнении этой работы и способы их преодоления (опора на план разбора и примечания к нему).

Морфология и культура речи. Распознавать части речи и их формы в трудных случаях; правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей; определять синтаксическую роль слов разных частей речи; опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа; распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических задач; проводить морфологический разбор слов изученных частей речи, учитывая трудности при выполнении этой работы и способы их преодоления (опора на план разбора и примечания к нему).

Синтаксис и культура речи. Различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно читать предложения изученных видов; составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам; соблюдать в речи основные синтаксические нормы построения сложных предложений разного типа; преобразовывать синтаксическую конструкцию, используя возможности грамматической синонимии, и пользоваться синтаксическими синонимами при создании текста; правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи; проводить синтаксический разбор предложений изученных синтаксических конструкций, учитывая трудности при выполнении этой работы и способы их преодоления (опора на план разбора и примечания к нему).

Орфография. Аргументировать тезис о системном характере русской орфографии; применять орфографические правила, объяснять правописание слов с труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов; усвоить орфографический минимум, представленный в учебнике; соблюдать орфографические нормы в процессе письма, а также обнаруживать и исправлять орфографические ошибки; проводить орфографический анализ фрагмента текста.

Пунктуация. Аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации; применять пунктуационные правила; устно объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, а на письме использовать для этой цели специальные графические обозначения; строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила; опираться на смысловой и интонационный анализ сложного предложения при объяснении постановки знаков препинания; соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма, а также обнаруживать и исправлять пунктуационные ошибки; проводить пунктуационный анализ небольшого фрагмента текста.

Универсальные учебные действия

1. Самостоятельно формулировать цель выполнения учебной задачи, осуществлять контроль за ходом её выполнения и соотносить цель и результат учебной деятельности; обсуждать, формулировать и сообща корректировать общие цели коллективной учебной деятельности и цели индивидуальной работы в составе группы, последовательно выполнять при этом индивидуальную задачу и соотносить её с общими целями коллективной учебной работы (упражнения серии «Проводим самостоятельное мини-исследование»); самостоятельно выбирать тему мини-исследования, ставить учебные цели, планировать деятельность с учётом конечного результата (подготовка сообщения, доклада, презентации, реферата, проекта).

2. Самостоятельно выбирать способ действия для выполнения поставленной учебной задачи; обсуждать, составлять и корректировать план совместной групповой учебной деятельности, распределять части работы среди членов группы, учитывая общие и индивидуальные задачи проводимого миниисследования, соблюдать намеченную последовательность действий в процессе коллективной исследовательской деятельности;

3. Организовывать совместную учебную деятельность, предупреждая коммуникативные неудачи в речевом общении; уметь выслушивать мнения участников группы в процессе коллективной работы, оценивать разные точки зрения и вырабатывать единое мнение.

4. Под руководством учителя и самостоятельно проводить проектно-исследовательскую деятельность по одной из тем школьного курса русского языка.

5. Использовать персональный компьютер для сбора, классификации и хранения языкового материала (примеры крылатых слов, афоризмов, пословиц и т. п.), необходимого для выполнения учебных задач, для использования в речи, для проведения мини-исследований на лингвистическую тему, а также для подготовки сообщений, докладов, выступлений, мультимедийных презентаций, рефератов, проектов.

6. Поэтапно оценивать коллективную и индивидуальную учебную деятельность членов группы, выполняющих совместную работу; выявлять основные проблемы, связанные с индивидуальной и групповой учебной деятельностью, устанавливать причины этих проблем и предлагать пути их устранения.

7. Формулировать аргументированные выводы по итогам сопоставления творческих работ, презентаций, докладов и проектов учащихся; оценивать достигнутые результаты (индивидуальные и коллективные) в усвоении учебной темы и адекватно формулировать выводы в разных формах (констатация, рекомендация, размышления и т. п.);

8. Совершенствовать учебно-логические умения в процессе изучения всех тем курса: определять объект анализа; проводить анализ, классификацию, сопоставление, сравнение изученных языковых явлений, определять их существенные признаки; различать родовые и видовые понятия, соотносить их при анализе родовидовых определений понятий; устанавливать причинно-следственные отношения между единицами языка и речевыми фрагментами; выполнять индуктивные и дедуктивные обобщения, систематизировать информацию разными способами и т. п.

 

 

 

Календарно-тематическое планирование