1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе программы: «Программа по русскому языку. 5 – 11 классы. Основной курс» (автор С.И.Львова). – В сб.: Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы. – М.: Мнемозина, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание государственного стандарта основного общего образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета «Русский язык» в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников (УМК): Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 8 класс. В 2 ч.– М.:Мнемозина, 2013.(УМК включен в Федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год и имеет гриф Рекомендовано МОН РФ»), а также дополнительных пособий для учителя: Васильевых И.П. Уроки русского языка . 8 класс: Пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык. 8 класс».- М.: Мнемозина, 2010.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и действующему в лицее учебному плану календарно-тематический план предусматривает обязательное изучение русского языка в 8-х классах в объеме 3 часов в неделю (102 часов в год). На основании примерных программ МО РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по русскому языку для 8 классов, обеспечивается освоение базисного уровня. Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
2. Общая характеристика учебного предмета
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в процессе обучения русскому языку формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Главной особенностью программы является ее направленность на достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысление его основных закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.
Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков.
Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку изучение языка и речи происходит взаимосвязано.
В основу курса положен триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции, что требует повышенного внимания к семантической стороне языка, к выяснению «скрытой» внутренней сути языкового явления.
Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению: учебный материал делится на базовый, обязательный для усвоения всеми учащимися, и материал повышенной трудности, предназначенный для сильных учащихся.
Программа реализует культуроведческий аспект, что проявляется в широком использовании сведений по истории языка и русистики, материалов по этимологии и пр.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Русский язык является курсом, который позволяет реализовать практически все содержательные линии обязательного минимума содержания образования:
• культурно-историческую (человек-история, человек-культура);
• социально-правовую (человек-общество, человек-человек);
• информационно-методологическую (человек-информация).
Учебно-тематическое планирование составлено таким образом, что после изучения отдельных тем по синтаксису и пунктуации идут уроки повторения орфографии и специальные уроки по развитию речи, а также не менее 15-20% учебного времени в гимназических классах отведено на формирование следующих знаний, умений им навыков.
- формирование у учащихся творческого мышления и мышления гуманитарного типа;
- воспроизводство традиций, норм и способов деятельности определенного культурного уклада или определенной научной школы;
- подготовка учащихся для продолжения образования в вузах;
- формирование навыков самообразования;
- успеваемость по всем предметам, в том числе по русскому языку на «хорошо» и «отлично»;
- умения доказательно обосновывать свою точку зрения в рамках данного предмета;
- терпимое отношение к точкам зрения, отличным от своей, умение вербализировать общее и различное в своей и других точках зрения;
- демонстрировать определенные навыки решения творческих задач в рамках изучаемого предмета.
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Программа выполняет две основные функции:
• Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
• Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и действующему в лицее учебному плану календарно-тематический план предусматривает обязательное изучение русского языка в 8-х классах в объеме 3 часов в неделю (102 часов в год). На основании примерных программ МО РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по русскому языку для 8 классов, обеспечивается освоение базисного уровня.
Цели курса:
· формирование системы лингвистических знаний по фонетике, морфемике, лексикологии, морфологии, синтаксису;
· формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
· совершенствование системы речевой деятельности учащихся (умение слушать, умение читать, умение говорить);
· совершенствование информационно-коммуникативных навыков;
· развитие речевой культуры, представления о родном языке как национальном достоянии русского народа, как форме выражения национальной культуры;
· воспитание любви к родному языку, интереса к его изучению, стремления постоянно повышать свой образовательный уровень;
· всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления учащихся, логического мышления, формирование потребности в речевом самосовершенствовании.
Задачи курса:
· обеспечить усвоение учащимися системы лингвистических знаний в пределах программы 8 класса и с учетом перспективы изучения русского языка;
· формирование умения видеть внутрипредметные связи, т.е. связь языковых явлений друг с другом, с целью развития языкового чутья учащихся и осмысленного выполнения грамматических разборов;
· обеспечить взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы;
· научить способам целенаправленного добывания информации в источниках различного типа;
· научить работе с разными типами словарей (толковый, этимологический, словообразовательный, орфоэпический и др.);
· вести целенаправленную работу по истории языка с целью знакомства с культурными традициями, отраженными в слове ( реализация культурологического подхода к изучению языка);
· развивать умение осмысленно выбирать вид чтения и способ переработки текста в зависимости от коммуникативных задач;
· развивать навыки составления собственного текста (развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов, оценивать и редактировать текст и пр.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных
качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,
полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;2
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно
выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.;
сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии
и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового
оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных
знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи
языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь,
научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые
типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного
анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
5. Содержание учебного материала
Таблица тематического распределения часов
Разделы, темы |
|
|
|
Русский язык – национальный язык русского народа (3) Язык как основное средство общения в национальном коллективе. Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык как средство межнационального общения народов России и стран СНГ |
1 1 |
Основные разделы лингвистики (на основе изученного в 5-7 кл) (8) Слово как основная единица языка. Анализ слова с точки зрения его звучания, морфемного строения, лексического значения, грамматических признаков и особенностей употребления. Трудные случаи различения слов разных частей речи. Трудные случаи орфографии. Основные функции знаков препинания: завершение предложений (знаки завершения), разделение на смысловые отрезки (разделительные знаки), выделение смысловых отрезков (выделительные знаки). Трудные случаи пунктуации. |
1 1
1 1 1 1 |
Текстоведение (10) Функциональные разновидности языка. Основные сферы общения. Задачи речи. Основные способы воздействия на читателя (слушателя). Разговорная речь. Особенности разговорной речи, основные жанры. Синтаксические средства разговорной речи. Официально-деловой стиль речи. Особенности содержания официально-делового стиля, основные жанры. Синтаксические особенности официально-делового стиля. Научный стиль. Цель, сфера применения. Основные жанры публицистического стиля речи. Интонационные и синтаксические особенности публицистического стиля. Язык художественной литературы. Особенности по цели высказывания, средства выразительности |
1
1 1 1
1 1 1 1 1 |
Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики (2) Синтаксис как раздел лингвистики. Пунктуация как раздел лингвистики. |
1 1 |
Словосочетание как единица синтаксиса (4) Словосочетание и его признаки. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова. Виды словосочетаний по способу связи слов. Средства связи слов в словосочетании. Культура речи. Правильное употребление словосочетаний |
1
1
|
Основные признаки предложения (5) Предложение как основная единица синтаксиса. Структурные, семантические, коммуникативные и интонационные признаки предложения. Предложение как речевое высказывание. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Виды предложений по характеру выражения отношения к действительности. Виды предложений по наличию второстепенных членов. Виды предложений по наличию необходимых членов предложения. Предложение как элемент текста. Слово-предложение. |
1
1 1
1
1 |
Строение простого предложения (10) Грамматическая основа предложения. Основные типы грамматических основ. Морфологические способы выражения подлежащего. Морфологические способы выражения разных видов сказуемого. Способы связи сказуемого с подлежащим. Предложения распространенные и нераспространенные. Синонимия нераспространенных и распространенных предложений. Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения (определение). Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения (дополнение). Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения (обстоятельство). Культура речи. Правильное построение простого предложения. Прямой и обратный порядок слов в предложении. |
1 1 1 1 1
1 1 1
1 1 |
Односоставные предложения (11) Односоставные предложения, их грамматические признаки. Виды односоставных предложений. Типичные модели назывных предложений. Именительный представления. Типичные модели односоставных глагольных предложений (определённо- личное). Типичные модели односоставных глагольных предложений (неопределённо- личное). Типичные модели односоставных глагольных предложений (обобщённо-личное). Типичные модели односоставных глагольных предложений (безличное). Морфологические средства выражения главного члена в безличном предложении: безличный глагол, личный глагол в безличном значении, инфинитив. Морфологические средства выражения главного члена в безличном предложении: краткое страдательное причастие среднего рода и др. |
1 1 1 1 1 1 1 1
1 |
Простое осложненное предложение (39) Простое осложненное предложение и его признаки. Предложения с однородными членами предложения. Однородные члены предложения, их признаки. Способы связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Особенности интонации и пунктуации предложений с обобщающими словами при однородных членах. Стилистические возможности предложений с однородными членами. Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с однородными членами. Предложения с обособленными членами. Обособление как смысловое, интонационное и пунктуационное выделение группы членов предложения. Обособленные второстепенные члены предложения со значением добавочного сообщения. Обособленные уточняющие члены предложения. Обособленные определения. Обособленные приложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложения с обособленными определениями. Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения. Обособленные обстоятельства. Интонационные и пунктуационные особенности предложения с обособленными обстоятельствами. Обособленные дополнения как синтаксические конструкции со значением включения, исключения, замещения. Интонационные и пунктуационные особенности предложения с обособленными дополнениями. Сравнительный оборот. Интонационные и пунктуационные особенности предложения со сравнительным оборотом. Уточняющие члены предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложения с уточняющими членами. Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами. Предложения с вводными конструкциями. Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Группы вводных слов и выражений по значению. Вводные предложения. Вставные конструкции. Предложения с обращениями. Обращение и способы его выражения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращением. Основные функции обращения. Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с вводными конструкциями. Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с обращениями и междометиями. |
1 1 1 1 1 1 1 1 1
1 1 1 1 1 1 1 1 1
1 1 1
1 1 1
1 1 2 1 1 1 1 1
1 |
Повторение изученного (13) Основные единицы языка: звук (фонема). Основные единицы языка: морфема. Основные единицы языка: слово. Основные единицы языка: слово, словосочетание. Основные единицы языка: предложение. Трудные случаи синтаксического анализа предложения. Трудные случаи пунктуационного анализа предложения. Вопрос о тексте как единице языка и речи |
1 1 1 1 1 1 1 1 |
Перечень
Раздел |
Вид работы |
Основные разделы лингвистики (на основе изученного в 5-7 кл) |
Диктант с языковым анализом |
Текстоведение |
Зачёт по разделу "Текстоведение" |
Словосочетание как единица синтаксиса |
Сжатое изложение художественного текста (на основе упражнения 210) |
Односоставные предложения |
Зачёт по теме "Односоставные предложения» |
Простое осложненное предложение
|
Сочинение (на основе упражнения 450) |
Диктант с языковым анализом по теме «Предложения с однородными членами» |
|
Изложение (на материале упр. 478) |
|
Изложение с элементами сочинения (на основе упражнения 503) |
|
Диктант с языковым анализом по теме "Предложения с обособленными членами" |
|
Повторение изученного материала
|
Диктант с языковым анализом и творческим заданием по итогам повторения |
Региональный компонент
Раздел |
Тема |
Русский язык – национальный язык русского народа |
Диалекты и их отношение к литературному языку. Языковые семьи и группы, представленные на Урале и в Поволжье |
Основные разделы лингвистики (на основе изученного в 5-7 кл) |
Особенности употребления разных частей речи в башкирской прессе. |
Словосочетание как единица синтаксиса |
Ошибки в согласовании и управлении в речи учащихся, их причины и преодоление. |
Односоставные предложения |
Специфика использования двусоставных и односоставных предложений в речи. Ошибки в употреблении в речи учащихся |
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - путешествие, урок-игра, урок- исследование, урок-практикум, урок проблемного обучения, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный,
морфологический,
синтаксический, лингвистический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки,
составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка рефератов, доклада,
написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, рассказа, подготовка устных
сообщений)
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с
последующим
его использованием по заданию учителя;
- изложения на основе текстов типа описания, повествование, рассуждения;
- написание сочинений;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм;
- групповая работа;
- коллективная работа;
- индивидуально - парная работа.
Формы контроля:
- поурочное оценивание позволяет вести систематический индивидуальный контроль освоения
учащимися учебного материала;
- словарные диктанты позволяют проверить степень усвоения новых слов;
- мини- сочинения, развернутые ответы на вопросы, сочинения, изложения проверяют сформированность речевой и коммуникативной компетенций
Виды деятельности учащихся на уроке
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- взаиморецензирование;
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и другие;
- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации текста, установление смысловых частей текста, определение их связей);
- информационная переработка устного и письменного текста:
- составление плана текста;
- пересказ текста по плану;
- пересказ текста с использованием цитат;
- переложение текста;
- продолжение текста;
- составление тезисов;
- редактирование;
- участие в диалогах различных видов;
- создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
- составление опорных схем и таблиц;
- ведение индивидуальных словарей, работа с различными видами словарей;
- конспектирование.
- реферирование;
- докладирование;
- рецензирование;
- аннотирование и т.д.
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета.
7.Учебно – методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса
Используемая литература
Программа Львова С.В. «Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-11 классы)» МНЕМОЗИНА. Москва 2008 г.
Учебник Львова С.В. Учебник «Русский язык» в 3-х частях. 8 класс. МНЕМОЗИНА. Москва
2008 г.
Методические пособия
- Львова С.В. Практикум по русскому языку. 8 класс. Серия «Лингвистический тренажёр». ПРОСВЕЩЕНИЕ. 2008 г.
- Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. Серия «Лингвистический тренажёр». ПРОСВЕЩЕНИЕ. 2008 г.
- Булгакова И. В. Нестандартные уроки русского языка. 5-7 классы / И.В. Булгакова – Ростов н/Дону: «Феникс», 2008. – 352 с.
- Львова С.И. Практикум по русскому языку. 8 класс / С.В. Львова. Серия «Лингвистический тренажѐр». – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2009 .
- Бабурина М. А. Русский язык. 8 класс. Тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь / М. А. Бабурина. – М.: Эксмо, 2009. – 80 с.
- Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: кн. для учителя / Г. А. Богданова. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 175 с.
- Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс / Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2009. – 176 с. – (В помощь школьному учителю).
8. Макарова Б. А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней / Б. А. Макарова. – М.: АСТ : Астрель, 2009. – 222с. – (Школьная программа).
Средства обучения
- Орфографические, орфоэпические, толковые, этимологические, фразеологические словари.
- Словари синонимов, антонимов.
- Раздаточный и дидактический материал.
- Мультимедийные пособия:
1) Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 8 класс.
2) Русский язык. Мультимедийный курс. 1-9 классы
3) «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
4) Генератор заданий по русскому языку (контрольные и самостоятельные работы)
5) Русские электронные словари
Литература для обучающихся
1. Львова, С.и. Учебник «Русский язык» в 3-х частях. 8 класс / С.И. Львова. - Москва.: МНЕМОЗИНА, 2012
2. Бабурина М. А. Русский язык. 8 класс. Тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь / М.А. Бабурина – М.: Эксмо, 2012. – 80 с.
3. Граник Г.Г., Концевая Л.А Секреты орфографии / Г.Г. Граник. М., 2008 .
4. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка / В.П. Жуков. М., 2012.
5. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка / Под ред. Ф.П. Филина. М., 2010.
6. Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова. М., 2010 .
7. Панов Б.Т., Текучев, А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка / Б.Т. Панов. Екатеринбург:«У-Фактория», 2011.
8. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А. Н. Тихонов. С-П, 2012.
9. Петрова Е. В. Русский язык. Экспериментальная экзаменационная работа. Типовые тестовые задания. 8 класс / Е. В. Петрова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 48 с. (Серия «ЕГЭ. 8 класс. Типовые задания»)
10. Петрова Е. В. Русский язык. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 8 класс / Е. В. Петрова. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 55 с. (Серия «ЕГЭ. 8 класс. Практикум»)
11. Ушаков Д.Н., Крючков,С.Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы. М.: «Вече», 2010.
6. Планируемые результаты изучения предмета
В результате изучения курса русского языка 8 класса ученик должен
Знать / понимать
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• основные единицы языка (звук, буква, морфема, лексема, части речи, словосочетание, предложение), их признаки;
• основные нормы русского литературного языка в пределах программы (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
• определять тему, основную мысль текста, подбирать заголовок, давать ответы на вопросы по содержанию; анализировать структуру и языковые особенности текста в пределах программы 7 класса;
• опознавать изученные языковые единицы, проводить различные виды их анализа (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический);
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
• осознанно воспринимать и понимать звучащий текст (умение слушать) и печатное слово (умение читать);
• грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать);
• давать развернутый устный и письменный ответ на вопрос, передавать в устной форме содержание таблиц, схем, рисунков;
• составлять план теоретической статьи (в виде тезисов или проблемных вопросов), конспект;
• составлять рассуждение и повествование на основе теоретического материала учебника, с использованием примеров из учебника;
• составлять текст на основе приведенных высказываний (пословиц, цитат и пр.);
• находить информацию в лингвистических словарях (толковых, этимологических, словообразовательных, орфоэпических и пр.), Интернете и сообщать ее в устном или письменном высказывании;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Личностные универсальные учебные действия
8 класс
Ученик научится:
- Осознавать эстетическую ценность русского языка.
- Проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
- Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Ученик получит возможность научиться:
- Проявлять стремление к речевому самосовершенствованию.
- Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Регулятивные универсальные учебные действия
8 класс
Ученик научится:
- Осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции.
- Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
- Адекватной оценке трудностей.
- Адекватной оценке своих возможностей.
Познавательные универсальные учебные действия
8 класс
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов,
- устанавливать аналогии.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективны способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
8 класс
- Анализ текста.
Находить в молодёжных газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать в этом контексте заголовок. Находить в тексте статьи, репортажа, портретного очерка фрагменты, представляющие собой повествование, разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре; находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя; производить разнонаправленный речеведческий анализ текста: содержательно-композиционный (смысловой), стилистический, типологический — включать в каждый из них анализ выразительных средств, характерных именно для данного аспекта рассмотрения текста,
— под углом зрения темы и основной мысли, стиля, типа речи.
- Воспроизведение текста.
Создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нём проблематику текста, позицию автора и своё собственное мнение, совпадающее или не совпадающее с мнением автора текста. Пересказывать (устно и письменно) тексты указанных выше жанров, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста.
- Создание текста.
Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или с большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинение о человеке (литературном герое, знакомом, о себе), писать статью в школьную или местную газету.
- Совершенствование написанного.Добиваться полного соответствия отбора содержания и языковых средств коммуникативной
задаче. Повышать выразительность речи, уместно используя характерные для публицистики средства языка: выразительную газетную лексику и фразеологию, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчленённые предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов с парным
соединением, многосоюзие, перечислительные ряды со значением градации, контрастные сопоставления и противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные конструкции.
Предметные результаты обучения
8 класс
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
по морфемике и словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход
слова одной части речи в другую;
по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарём;
по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;
по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, за- менять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;
по пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
Календарно-тематическое планирование