1.       Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе программы:   «Программа по русскому языку. 5 – 11 классы. Основной курс» (автор С.И.Львова). – В сб.: Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы. – М.: Мнемозина, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание государственного стандарта основного общего образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета «Русский язык» в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Рабочая программа  ориентирована на использование учебников (УМК):  Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 8 класс. В 2 ч.– М.:Мнемозина, 2013.(УМК включен в Федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год и имеет гриф Рекомендовано МОН РФ»), а также дополнительных пособий для учителя:   Васильевых И.П. Уроки русского языка . 8 класс: Пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык. 8 класс».- М.: Мнемозина, 2010.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и действующему в лицее учебному плану календарно-тематический план предусматривает обязательное изучение русского языка в  8-х классах   в объеме  3 часов в неделю (102 часов в год).  На основании примерных программ МО РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по русскому языку для  8 классов, обеспечивается освоение базисного уровня. Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

 

2.      Общая характеристика учебного предмета

 

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в процессе обучения русскому языку формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

 

Главной особенностью программы является ее направленность на достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысление его основных закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний  и ведущих умений и навыков.

Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку изучение языка и речи происходит взаимосвязано.

В основу курса положен триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции, что требует повышенного внимания к семантической стороне языка, к выяснению «скрытой» внутренней сути языкового явления.

Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению: учебный материал делится на базовый, обязательный для усвоения всеми учащимися, и материал повышенной трудности, предназначенный для сильных учащихся.

Программа реализует культуроведческий аспект,  что проявляется в широком использовании сведений по истории языка и русистики, материалов по этимологии и пр.

 

3.      Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

 

Русский язык является курсом, который позволяет реализовать практически все содержательные линии обязательного минимума содержания образования:

• культурно-историческую (человек-история, человек-культура);

• социально-правовую (человек-общество, человек-человек);

• информационно-методологическую (человек-информация).

Учебно-тематическое планирование составлено таким образом, что после изучения отдельных тем по синтаксису и пунктуации идут уроки повторения орфографии и специальные уроки по развитию речи, а также не менее 15-20% учебного времени в гимназических классах отведено на формирование следующих знаний, умений им навыков.

-      формирование у учащихся творческого мышления и мышления гуманитарного типа;

-      воспроизводство традиций, норм и способов деятельности определенного культурного уклада или определенной научной школы;

-      подготовка учащихся для продолжения образования в вузах;

-      формирование навыков самообразования;

-      успеваемость по всем предметам, в том числе по русскому языку на «хорошо» и «отлично»;

-      умения доказательно обосновывать свою точку зрения в рамках данного предмета;

-      терпимое отношение к точкам зрения, отличным от своей, умение вербализировать общее и различное в своей и других точках зрения;

-      демонстрировать определенные навыки решения творческих задач в рамках изучаемого предмета.

 

 Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Программа выполняет две основные функции:

• Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

• Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.  

 

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и действующему в лицее учебному плану календарно-тематический план предусматривает обязательное изучение русского языка в  8-х классах   в объеме  3 часов в неделю (102 часов в год).  На основании примерных программ МО РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по русскому языку для  8 классов, обеспечивается освоение базисного уровня.

 

Цели курса:

 

·      формирование системы лингвистических знаний  по фонетике, морфемике, лексикологии, морфологии, синтаксису;

·      формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

·      совершенствование системы речевой деятельности учащихся (умение слушать, умение читать, умение говорить);

·      совершенствование информационно-коммуникативных навыков;

·       развитие речевой культуры, представления о родном языке как национальном достоянии русского народа, как форме выражения национальной культуры;

·       воспитание любви к родному языку, интереса к его изучению, стремления постоянно повышать свой образовательный уровень;

·       всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления учащихся, логического мышления, формирование потребности в речевом самосовершенствовании.

 

Задачи курса:

 

·       обеспечить усвоение учащимися системы лингвистических знаний в пределах программы 8 класса и с учетом перспективы изучения русского языка;

·       формирование умения видеть внутрипредметные связи, т.е. связь языковых явлений друг с другом, с целью развития языкового чутья учащихся и осмысленного выполнения грамматических разборов;

·       обеспечить взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы;

·       научить способам целенаправленного добывания информации в источниках различного типа;

·       научить работе с разными типами словарей (толковый, этимологический, словообразовательный, орфоэпический и др.);

·       вести целенаправленную работу по истории языка с целью знакомства с культурными традициями, отраженными в слове ( реализация культурологического подхода к изучению языка);

·       развивать умение осмысленно выбирать вид чтения и способ переработки текста в зависимости от коммуникативных задач;

·        развивать навыки составления собственного текста (развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов, оценивать и редактировать текст и пр.

 

4.      Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

 

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных

качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,

полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и

письменной форме;2

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно

выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.;

сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии

и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового

оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных

знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;

овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи

языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь,

научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые

типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,

орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного

анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к

определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

 

5.      Содержание учебного материала

 

 

Таблица тематического распределения часов

Разделы, темы

 

 

Русский язык – национальный язык русского народа (3)

Язык как основное средство общения в национальном коллективе.

Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык как средство

межнационального общения народов России и стран СНГ

 

1

1

Основные разделы лингвистики (на основе изученного в 5-7 кл) (8)

Слово как основная единица языка.

Анализ слова с точки зрения его звучания, морфемного строения, лексического

значения, грамматических признаков и особенностей употребления.

Трудные случаи различения слов разных частей речи.

Трудные случаи орфографии.

Основные функции знаков препинания: завершение предложений (знаки

завершения), разделение на смысловые отрезки (разделительные знаки),

выделение смысловых отрезков (выделительные знаки).

Трудные случаи пунктуации.

 

 

1

1

 

1

1

1

1

Текстоведение (10)

Функциональные разновидности языка. Основные сферы общения. Задачи речи.

Основные способы воздействия на читателя (слушателя).

Разговорная речь. Особенности разговорной речи, основные жанры.

Синтаксические средства разговорной речи.

Официально-деловой стиль речи. Особенности содержания официально-делового

стиля, основные жанры.

Синтаксические особенности официально-делового стиля.

Научный стиль. Цель, сфера применения.

Основные жанры публицистического стиля речи.

Интонационные и синтаксические особенности публицистического стиля.

Язык художественной литературы. Особенности по цели высказывания, средства

выразительности

 

1

 

1

1

1

 

1

1

1

1

1

Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики (2)

Синтаксис как раздел лингвистики.

Пунктуация как раздел лингвистики.

 

1

1

Словосочетание как единица синтаксиса (4)

Словосочетание и его признаки. Виды словосочетаний по характеру выражения

главного слова.

Виды словосочетаний по способу связи слов. Средства связи слов  в

словосочетании.

Культура речи. Правильное употребление словосочетаний

 

 

1

 

1

 

Основные признаки предложения (5)

Предложение как основная единица синтаксиса. Структурные, семантические,

коммуникативные и интонационные признаки предложения. Предложение как

речевое высказывание.

Виды предложений по цели высказывания.

Виды предложений по эмоциональной окраске. Виды предложений по характеру

выражения отношения к действительности.

Виды предложений по наличию второстепенных членов. Виды предложений по

наличию необходимых членов предложения.

Предложение как элемент текста. Слово-предложение.

 

 

1

 

 

1

1

 

1

 

1

Строение простого предложения (10)

Грамматическая основа предложения. Основные типы грамматических основ.

Морфологические способы выражения подлежащего.

Морфологические способы выражения разных видов сказуемого.

Способы связи сказуемого с подлежащим.

Предложения распространенные и нераспространенные. Синонимия

нераспространенных и распространенных предложений.

Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения

(определение).

Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения

(дополнение).

Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения

(обстоятельство).

Культура речи. Правильное построение простого предложения.

Прямой и обратный порядок слов в предложении.

 

1

1

1

1

1

 

1

1

1

 

1

1

Односоставные предложения (11)

Односоставные предложения, их грамматические признаки.

Виды односоставных предложений.

Типичные модели назывных предложений. Именительный представления.

Типичные модели односоставных глагольных предложений (определённо-

личное).

Типичные модели односоставных глагольных предложений (неопределённо-

личное).

Типичные модели односоставных глагольных предложений (обобщённо-личное).

Типичные модели односоставных глагольных предложений (безличное).

Морфологические средства выражения главного члена в безличном предложении:

безличный глагол, личный глагол в безличном значении, инфинитив.

Морфологические средства выражения главного члена в безличном предложении:

краткое страдательное причастие среднего рода и др.

 

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

Простое осложненное предложение (39)

Простое осложненное предложение и его признаки.

Предложения с однородными членами предложения. Однородные члены

предложения, их признаки.

Способы связи однородных членов предложения.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными

членами.

Однородные и неоднородные определения.

Особенности интонации и пунктуации предложений с обобщающими словами

при однородных членах.

Стилистические возможности предложений с однородными членами.

Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с

однородными членами.

Предложения с обособленными членами. Обособление как смысловое,

интонационное и пунктуационное выделение группы членов предложения.

Обособленные второстепенные члены предложения со значением добавочного

сообщения.

Обособленные уточняющие члены предложения.

Обособленные определения.

Обособленные приложения.

Интонационные и пунктуационные особенности предложения с обособленными

определениями.

Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного

определения.

Обособленные обстоятельства.

Интонационные и пунктуационные особенности предложения с обособленными

обстоятельствами.

Обособленные дополнения как синтаксические конструкции со значением

включения, исключения, замещения.

Интонационные и пунктуационные особенности предложения с обособленными

дополнениями.

Сравнительный оборот.

Интонационные и пунктуационные особенности предложения со сравнительным

оборотом.

Уточняющие члены предложения.

Интонационные и пунктуационные особенности предложения с уточняющими

членами.

Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с

обособленными членами.

Предложения с вводными конструкциями. Вводные конструкции как средство

выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными

словами.

Группы вводных слов и выражений по значению.

Вводные предложения.

Вставные конструкции.

Предложения с обращениями. Обращение и способы его выражения.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращением.

Основные функции обращения.

 Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с

вводными конструкциями.

Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с

обращениями и междометиями.

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

 

1

1

1

 

1

1

2

1

1

1

1

1

 

1

Повторение изученного (13)

Основные единицы языка: звук (фонема).

Основные единицы языка: морфема.

Основные единицы языка: слово.

Основные единицы языка: слово, словосочетание.

Основные единицы языка: предложение.

Трудные случаи синтаксического анализа предложения.

Трудные случаи пунктуационного анализа предложения.

Вопрос о тексте как единице языка и речи

 

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень

 

 

Раздел

Вид работы

Основные разделы лингвистики

(на основе изученного в 5-7 кл)

Диктант с языковым анализом

Текстоведение

Зачёт по разделу "Текстоведение"

Словосочетание как единица синтаксиса

Сжатое изложение художественного текста (на основе упражнения 210)

Односоставные предложения

Зачёт по теме "Односоставные предложения»

 

 

 

Простое осложненное предложение

 

Сочинение (на основе упражнения 450)

Диктант с языковым анализом по теме «Предложения с однородными членами»

Изложение (на материале упр. 478)

Изложение с элементами сочинения (на основе упражнения 503)

Диктант с языковым анализом по теме "Предложения с обособленными членами"

Повторение изученного материала

 

Диктант с языковым анализом и творческим заданием по итогам повторения

 

 

 

Региональный компонент

 

Раздел

Тема

Русский язык – национальный язык русского народа

Диалекты и их отношение к литературному языку. Языковые семьи и группы, представленные на Урале и в Поволжье

Основные разделы лингвистики

(на основе изученного в 5-7 кл)

Особенности употребления разных частей речи в башкирской прессе.

Словосочетание как единица синтаксиса

Ошибки в согласовании и управлении в речи учащихся, их причины и преодоление.

Односоставные предложения

Специфика использования двусоставных и односоставных предложений в речи. Ошибки в употреблении в речи учащихся

 

 

Формы обучения:

 

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - путешествие, урок-игра, урок- исследование,  урок-практикум, урок проблемного обучения, урок развития речи.

 

Методы и приёмы  обучения:

 

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный,

морфологический,

   синтаксический, лингвистический, речеведческий);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки,

   составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка рефератов, доклада,

   написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, рассказа, подготовка устных

сообщений)

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с

последующим

   его использованием по заданию учителя;

- изложения на основе текстов типа описания, повествование, рассуждения;

- написание сочинений;

- письмо под диктовку;

- комментирование орфограмм и пунктограмм;

- групповая работа;

- коллективная работа;

- индивидуально - парная работа.

 

Формы контроля:

 

-  поурочное оценивание позволяет вести систематический  индивидуальный контроль освоения

учащимися учебного материала;

-   словарные диктанты позволяют проверить степень усвоения новых слов;

-  мини- сочинения, развернутые ответы на вопросы, сочинения, изложения проверяют сформированность речевой и коммуникативной компетенций

 

 

 

Виды деятельности учащихся на уроке

 

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- взаиморецензирование;

- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и    

разновидностей языка;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и другие;

- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации текста, установление смысловых частей текста, определение их связей);

- информационная переработка устного и письменного текста:

- составление плана текста;

 - пересказ текста по плану;

 - пересказ текста с использованием цитат;

 - переложение текста;

 - продолжение текста;

 - составление тезисов;

 - редактирование;

 - участие в диалогах различных видов;

- создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

 - составление опорных схем и таблиц;

- ведение индивидуальных словарей, работа с различными видами словарей;

- конспектирование.

- реферирование;

- докладирование;

- рецензирование;

- аннотирование и т.д.

- создание  устных высказываний  различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

- участие в дискуссии;

- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации  (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование, компьютерные диски и программы,  ресурсы Интернета.

 

 

7.Учебно – методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса

Используемая литература

 

 Программа Львова С.В. «Программа  по русскому языку для общеобразовательных учреждений   (5-11 классы)» МНЕМОЗИНА. Москва 2008 г.

Учебник Львова С.В. Учебник «Русский язык» в 3-х частях. 8 класс. МНЕМОЗИНА. Москва

2008 г.

Методические пособия

  1. Львова С.В. Практикум по русскому языку. 8 класс. Серия «Лингвистический тренажёр». ПРОСВЕЩЕНИЕ. 2008 г.
  2. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. Серия «Лингвистический тренажёр». ПРОСВЕЩЕНИЕ. 2008 г.
  3. Булгакова И. В. Нестандартные уроки русского языка. 5-7 классы / И.В. Булгакова – Ростов н/Дону: «Феникс», 2008. – 352 с.
  4. Львова С.И. Практикум по русскому языку. 8 класс / С.В. Львова. Серия «Лингвистический тренажѐр». – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2009 .
  5. Бабурина М. А. Русский язык. 8 класс. Тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь / М. А. Бабурина. – М.: Эксмо, 2009. – 80 с.
  6. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: кн. для учителя / Г. А. Богданова. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 175 с.
  7. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс / Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2009. – 176 с. – (В помощь школьному учителю).

8.      Макарова Б. А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней / Б. А. Макарова. – М.: АСТ : Астрель, 2009. – 222с. – (Школьная программа).

 

Средства обучения

 

  1. Орфографические, орфоэпические, толковые, этимологические, фразеологические словари.
  2. Словари синонимов, антонимов.
  3. Раздаточный и дидактический материал.
  4. Мультимедийные пособия:

1)      Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 8 класс.

2)      Русский язык. Мультимедийный курс. 1-9 классы

3)      «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

4)      Генератор заданий по русскому языку (контрольные и самостоятельные работы)

5)      Русские электронные словари

 

Литература для обучающихся

 

1. Львова, С.и. Учебник «Русский язык» в 3-х частях. 8 класс / С.И. Львова. - Москва.: МНЕМОЗИНА, 2012

2. Бабурина М. А. Русский язык. 8 класс. Тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь / М.А. Бабурина – М.: Эксмо, 2012. – 80 с.

3. Граник Г.Г., Концевая Л.А Секреты орфографии / Г.Г. Граник. М., 2008 .

4. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка / В.П. Жуков. М., 2012.

5. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка / Под ред. Ф.П. Филина. М., 2010.

6. Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова. М., 2010 .

7. Панов Б.Т., Текучев, А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка / Б.Т. Панов. Екатеринбург:«У-Фактория», 2011.

8. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А. Н. Тихонов. С-П, 2012.

 9. Петрова Е. В. Русский язык. Экспериментальная экзаменационная работа. Типовые тестовые задания. 8 класс / Е. В. Петрова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 48 с. (Серия «ЕГЭ. 8 класс. Типовые задания»)

10. Петрова Е. В. Русский язык. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 8 класс / Е. В. Петрова. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 55 с. (Серия «ЕГЭ. 8 класс. Практикум»)

11. Ушаков Д.Н., Крючков,С.Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы. М.: «Вече», 2010.

 

6.      Планируемые результаты изучения предмета

 

В результате изучения курса русского языка 8 класса ученик должен

 

    Знать / понимать

          роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

          смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

          признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

          основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

          основные единицы языка (звук, буква, морфема, лексема, части речи, словосочетание, предложение), их признаки;

          основные нормы русского литературного языка в пределах программы (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

          определять тему, основную мысль текста, подбирать заголовок, давать ответы на вопросы по содержанию; анализировать структуру и языковые особенности текста в пределах программы 7 класса;

          опознавать изученные языковые единицы, проводить различные виды их анализа (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический);

          объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

          осознанно воспринимать и понимать звучащий текст (умение слушать) и печатное слово (умение читать);

          грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать);

          давать развернутый устный и письменный ответ на вопрос, передавать в устной форме содержание таблиц, схем, рисунков;

          составлять план теоретической статьи (в виде тезисов или проблемных вопросов), конспект;

          составлять рассуждение и повествование на основе теоретического материала учебника, с использованием примеров из учебника;

          составлять текст на основе приведенных высказываний (пословиц, цитат и пр.);

          находить информацию в лингвистических словарях (толковых, этимологических, словообразовательных, орфоэпических и пр.),  Интернете  и сообщать ее  в устном или письменном высказывании;

          соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

          соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

          осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка     в жизни человека и общества;

          развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

          удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

          увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

          использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

 

Личностные универсальные учебные действия

 

8 класс

Ученик научится:

- Осознавать эстетическую ценность русского языка.

- Проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

- Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.

Ученик получит возможность научиться:

- Проявлять стремление к речевому самосовершенствованию.

- Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

 

8 класс

Ученик научится:

- Осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции.

- Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Ученик получит возможность научиться:

- Адекватной оценке трудностей.

- Адекватной оценке своих возможностей.

 

Познавательные универсальные учебные действия

 

8 класс

Ученик научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов,

- устанавливать аналогии.

Ученик получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективны способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

 

8 класс

- Анализ текста.

Находить в молодёжных газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать в этом контексте заголовок. Находить в тексте статьи, репортажа, портретного очерка фрагменты, представляющие собой повествование, разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре; находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя; производить разнонаправленный речеведческий анализ текста: содержательно-композиционный (смысловой), стилистический, типологический — включать в каждый из них анализ выразительных средств, характерных именно для данного аспекта рассмотрения текста,

— под углом зрения темы и основной мысли, стиля, типа речи.

- Воспроизведение текста.

Создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нём проблематику текста, позицию автора и своё собственное мнение, совпадающее или не совпадающее с мнением автора текста. Пересказывать (устно и письменно) тексты указанных выше жанров, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста.

- Создание текста.

Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или с большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинение о человеке (литературном герое, знакомом, о себе), писать статью в школьную или местную газету.

- Совершенствование написанного.Добиваться полного соответствия отбора содержания и языковых средств коммуникативной

задаче. Повышать выразительность речи, уместно используя характерные для публицистики средства языка: выразительную газетную лексику и фразеологию, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчленённые предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов с парным

соединением, многосоюзие, перечислительные ряды со значением градации, контрастные сопоставления и противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные конструкции.

 

Предметные результаты обучения

 

8 класс

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;

по морфемике и словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход

слова одной части речи в другую;

по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;

по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарём;

по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;

по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, за- менять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;

по пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

 

      Календарно-тематическое планирование