1.Пояснительная записка

           Рабочая программа по русскому языку для 7 классов МБОУ Лицей «Содружество» составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года,  Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 7 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009 и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. Настоящая программа составлена на 140 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.

 

 

          Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:

  • освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка
  • умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами
  • интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, духовно-нравственных и эстетических качеств личности

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:

  • обеспечение языкового развития  обучающихся
  • овладение ими речевой деятельностью

Главной особенностью программы является  ее направленность на:

  • достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык
  • осмысления его основных закономерностей
  • усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа
  • развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений
  • навыков самостоятельной учебной деятельности
  • самообразования, речевого самосовершенствования
  • успешное овладение видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи

Ø  способностью осознанно воспринимать  и понимать звучащую речь и печатное слово

Ø  грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения

Курс отличается:

Ø  ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала

Ø  усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей

Ø  вниманием  к вопросам  истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии

 

Актуальность изучения данного курса:  

В соответствии с задачами модернизации образования происходит значительное обновление содержания учебного предмета «Русский язык».

 Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы в процессе обучения органично сочетались, с одной стороны, освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка, умение пользоваться его стилистическими ресурсами, а с другой стороны - интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно – нравственных и эстетических качеств личности школьника.

В связи с этим главной особенностью программы является её направленность на достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления его основных закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

Цель курса:

Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь( умение слушать) и печатное слово( умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения( умения говорить и писать). Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом  анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, но и на каждом уроке. Каждый урок русского языка, в этом смысле, является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения- понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно- коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развёрнуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно – практическую направленность, т.е. даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания.  Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.

2. Общепредметные задачи работы по русскому языку:

1.воспитание учащихся средствами данного предмета.

2.развитие логического мышления школьников.

3.обучение их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку.

4.формировать общеучебные умения: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствовать навыки чтения.

3.Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование ключевых компетенций:  языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция, т.е. осведомлённость школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения  следующих познавательных задач:

1.формирования у учащихся научно – лингвистического мировоззрения.

2.вооружение их основами познаний о родном языке, его устройстве и функционировании.

3.развитие языкового и эстетического идеала у  учащихся, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.

Коммуникативная компетенция, т.е. осведомлённость школьников об особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих задач:

1.формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков.

2.овладение нормами русского литературного языка.

3.обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

4.обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

5.свободно пользоваться русским языком во всех общественных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, об этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.

 Задачи курса:

   В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета:

развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально- волевой сферы, логического мышления; формирования представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирования потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.

Основные идеи программы и её содержание реализуются не только в учебнике, организующем процесс обучения, но и в других компонентах учебно- методического комплекса по каждому классу, адресованных учащимися: в справочниках и учебных словарях, предназначенных для каждодневной работы на уроках, в рабочих тетрадях и дневниках, формирующих навыки организации и проведения самостоятельной работы в домашних условиях, навыки самопроверки и самооценки, в разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению родного языка.

                                               Применяемые технологии  на уроках:

1.           Перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем- начало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материал, тема дается на каждом уроке малыми дозами, тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами.

2.           Технологии уровневой дифференциации:

А) обеспечение определённого уровня овладения знаниями, умениями и навыками (от  репродуктивного до творческого)

 Б) обеспечение определённой  степени самостоятельности детей в учении – работа по образцу, инструктаж  и т. д.

       3.    Технологии развивающего обучения - ребёнку отводится роль самостоятельного субъекта , взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности.

      4. Здоровьесберегающие – учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз, тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию,  а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и  туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма.

 

       5.  Проблемное обучение -  создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит  творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

 

                                         Формы и методы контроля:

1.Диктант ( с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, «Проверь себя», словарный, творческий, свободный)

2.Мини- сочинение, развёрнутое сочинение (по картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта)

3.Изложение (выборочное, подробное)

4.Тестирование

5.Комплексный анализ текста

6 Составление презентаций при изучении новых тем.

2.Общая характеристика учебного предмета

 

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Курс русского языка  в 7 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

·                воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

·                совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

·                освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

·                формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

На  преподавание русского языка в 7 классе отводится  140 часов (из расчета 4 часа  в неделю).


 

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

  • Язык как развивающееся явление
  • Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах) 
  • Морфология:
  • Наречие
  • Самостоятельные и служебные части речи
  • Предлог
  • Союз
  • Частица
  • Междометие
  • Омонимия слов разных частей речи.
  • Трудные случаи разграничения языковых явлений
  • Повторение изученного

 

3.Место предмета «Русский язык» в учебном плане

 

    Сроки реализации данной программы: 2014-2015 учебный год. В соответствии с авторской программой С. И. Львовой по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11 классы на изучение курса 7 класса отведено 170 часов в год (в расчёте 5 часов в неделю). В данной программе  в соответствии с учебным планом школы на изучение курса 7 класса отведено 140 часов в год (в расчёте 4 часа в неделю).

 

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку

 

Личностные результаты


       В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут умения учитывать позицию автора, организовывать и осуществлять сотрудничество и с учителем, и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Метапредметные результаты

       В результате изучения курса русского языка выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. У обучающихся будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. Обучающиеся получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. В результате изучения предмета формируются  навыки, необходимые  для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с  информационными объектами, в которых объединяются текст, изображения неподвижные и движущиеся изображения, базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете. Они приобретут навыки обработки и поиска информации.Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание изучаемого предмета, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в дальнейшем.

       Предметные результаты:

  1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;

2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

•   адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;

•   осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;

•   способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

•   владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:

•   создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

•   подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;

•   применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

•   соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;

•   осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;

4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;

5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.

 

Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана:

1.Раздел «Введение» связан с предметами: ИЗО, иностранный язык, история.

2.Раздел «Фонетика и орфоэпия» связан с предметами: иностранный язык, устное народное творчество, литература.

3.Раздел «Словообразование самостоятельных частей речи» связан с предметами: биология, музыка, ИЗО, алгебра.

4.Раздел «Лексикология и фразеология» связан с предметами: иностранный язык, литература, биология, история, ИЗО.

5.Раздел «Синтаксис» связан с предметами: литература, иностранный язык, геометрия, история лингвистики, история.

 

6.Раздел «Орфография» связан с предметами: иностранный язык, география, литература, история, биология.

7.Раздел «Пунктуация» связан с предметами: география, иностранный язык, литература.

8.Раздел «Культура речи» связан с предметами: ИЗО, литература.

9.Раздел  «Текстоведение» связан с предметами: литература, история, география, биология, история лингвистики, физика.

10.Раздел «Морфология»:

- «Склоняемые части речи» связан с предметами: иностранный язык, алгебра, геометрия.

-  «Глагол» связан с предметами: ИЗО, литература, история, геометрия.

- «Деепричастие» связан с предметами: ИЗО, литература, история, геометрия.

 

- «Причастие» связан с предметами: ИЗО, литература, история, геометрия.

 

-  «Наречие» связан с предметами: литература, ИЗО.

- «Служебные части речи и междометия» связан с предметами: литература, иностранный язык, ИЗО, физика, биология.

 

5.Содержание  учебного предмета «Русский язык» в 7 классе

Содержание тем учебного курса

 

Язык как развивающееся явление –1час

Понятие о языке как развивающемся явлении. Этимология как наука о происхождении ис­конно русских и иноязычных слов.

Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах) – 39часов

(повтор изученного в 5 – 6 классах) – 6часов

Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Фонетика. Орфоэпия

Звуки речи.

Слог. Ударение. Интонация.

Изменение звука в речевом потоке. Соотношение звука и буквы

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

Лексикология. Фразеология – 10часов

Слова однозначные и многозначные.

Синонимы, антонимы.

Омонимы, виды омонимов (лексические, омографы, омофоны, омоформы).

Сравнительный анализ значения, произношения и написания омонимов разных видов.

Паронимы.

Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы. Нейтральные, книжные, разговорные слова. Неологизмы, устаревшая лексика. Исконно русские слова, заимствованная лексика.

Фразеологизм. Фразеологический словарь. Основные лексические нормы русского литературного языка. Основные выразительные средства лексики, фразеологии.

Словообразование самостоятельных частей речи – 10 часов

Морфологические способы образования слов (обобщение)

Неморфологические способы: переход из одной части речи в другую; сращение частей словосочетания в одно слово.

Словообразовательная модель. Словообразовательная цепочка. Словообразовательная пара. Производная и производящая основы

Словообразование наречий. Суффиксальный способ образования наречий от прилагательных, числительных, глаголов и т.д.

Основные модели приставочно-суффиксального способа образования наречий со слитным написанием

Основные модели приставочно-суффиксального способа образования наречий с дефисным написанием

Сложение как способ образования наречий

 

Морфология и синтаксис – 13 часов

Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль слов каждой части речи. Морфологический разбор изученных частей речи

Глагол и его формы.

Причастие. Виды причастий. Суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени

Деепричастие. Суффиксы деепричастий совершенного и несовершенного вида

Различение причастий и деепричастий. Причастный и деепричастный обороты

Основные виды словосочетаний по морфологическому способу выражения главного слова: именные, глагольные, наречные

Морфологические средства выражения подлежащего и сказуемого. Синтаксический разбор предложений изученных конструкций

Морфологические средства выражения второстепенных членов предложения. Синтаксическая роль причастного и деепричастного оборотов

Правописание морфем. Правописание Н-НН в отглагольных прилагательных и причастиях

Слитные, дефисные, раздельные написания слов.

Знаки препинания, их роль в письменной речи. Постановка знаков  препинания в простом и сложном предложении.

 

Текстоведение – 12 часов

Текст как произведение речи. Основные признаки текста.

Основные этапы создания текста.

Редактирование текста.

Основные требования к связному высказыванию. Точность и логичность речи.

Разные способы развития основной мысли текста.

РР Сочинение на заданную тему.

Правильность устного и письменного высказывания. Основные требования к устным и письменным высказываниям.

Рецензия как вид речевого высказывания.

Выразительность речевого высказывания. Истоки богатства и выразительности родной речи.

Уместность речи как соответствие ее целям и условиям речевого общения.

 

Морфология – 69часов

Наречие – 30 часов

Наречие как самостоятельная часть речи. Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Разряды наречий по значению. Наречия образа и способа действия.

Наречия меры и степени.

Наречия места.

Наречия времени.

Наречия причины.

Наречия цели.

Местоименные наречия.

Группы местоименных наречий (указательные, неопределенные, отрицательные, вопросительно-относительные).

Степени сравнения наречий. Образование сравнительной степени сравнения наречия. Образование превосходной степени сравнения наречия.

Категория состояния.

Различение наречий и слов категории состояния.

Правописание наречий.

Слитное написание наречий.

Дефисное написание наречий.

Раздельное написание наречий.

Слитное, дефисное, раздельное написание наречий.

Различение на письме наречий и созвучных предложных сочетаний.

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с наречиями.

Правописание Н и НН в наречиях на -О/-Е.

О – Ё на конце наречий после шипящих.

Употребление Ь на конце наречий после шипящих.

Синтаксическая роль  наречий в тексте.

Правильное употребление наречий в тексте.

 

Служебные части речи и междо­метия – 39часов

Самостоятельные и служебные части речи.

 

Предлог – 8 часов

Предлог как служебная часть речи.

Разряды предлогов. Непроизводные предлоги.

Производные предлоги. Правописание производных предлогов.

Различение на письме производных предлогов и созвучных словосочетаний.

Разряды предлогов по значению (простые, сложные, составные)

Различение предлогов разных разрядов. Правильное употребление предлогов в речи.

 

Союз – 15часов

Союз как служебная часть речи.

Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы.

Соединительные, противительные, разделительные союзы.

Правописание союзов тоже, также, чтобы, зато. Отличие от созвучных слов то же, так же, за то, что бы.

Подчинительные союзы. Изъяснительные союзы.

Обстоятельственные союзы (времени, цели, сравнения, причины, условия, уступки, следствия).

Разряды союзов по строению: простые и составные.

Союзы одиночные, повторяющиеся и двойные.

Союз как средство связи однородных членов предложения. Попарное соединение союзом однородных членов предложения.

Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Союз как средство связи частей сложного предложения.

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.

Отличие союзов от союзных слов.

Союзы как средство связи предложений в тексте. Правильное употребление союзов.

 

Частица – 12часов

Частица как служебная часть речи.

Разряды частиц по значению. Смысловые частицы.

Смысловые различия частиц НЕ и НИ, различение их в письменной речи.

Различение приставки НЕ-  и частицы НЕ, их употребление с разными частями речи.

Формообразующие частицы.

Частицы простые и сложные.

Составные частицы.

Дефисное написание частиц -ТО, -ТАКИ, -КА.

Интонационные особенности предложений с частицами.

Правильное употребление частиц.

 

Междометие – 3часа

Междометие и звукоподражательные слова. Вопрос о междометиях и звукоподражательных словах в системе частей речи.

Междометия, использующиеся для выражения чувств, эмоций и формул речевого этикета.

Междометия, использующиеся для выражения команды, приказа, просьбы.

 

Омонимия слов разных частей речи– 7часов

Переход одной части речи в другую как один из способов пополнения грамматических классов слов.

Переход прилагательного в существительное, числительного и причастия в прилагательное, деепричастия и наречия в предлог.

Омонимия слов разных частей речи. Различение омонимов и омофонов.

Омонимия слов разных частей речи. Различение омоформ и омографов.

Словарь омонимов: назначение, структура, содержание словарной статьи.

 

Повторение изученного – 8 часов

Орфограммы корня.

Правописание приставок и суффиксов.

Правописание частиц НЕ и  НИ

Правописание предлогов и частиц.

Постановка знаков препинания в предложении с повторяющимися союзами при однородных членах.

Союзы как средство связи частей сложного предложения.

 

 

7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

 

Учебно- методический комплект:

 

1.Львова С.И., Львов В.В. Русский язык 7 класс в 2 частях: М, «Мнемозина», 2008

2. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык 7 класс. Справочные материалы. М, «Мнемозина», 2008

3. Львова С.И., Львов В.В. В помощь школьному учителю. Поурочные разработки по русскому языку для 7 класса. М, «Мнемозина», 200

  Перечень учебно- методического обеспечения  для учителя:

1.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: книга для учителя/ Г.А.Богданова- М: Просвещение, 2001

2.Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы.- М: просвещение, 2005

3.Бройде М. русский язык в упражнениях и играх: нетрадиционный подход/ М.Бройде- М: Айрис- Пресс, 2001

4.Дейкина А.Д. раздаточные материалы по русскому языку для 7 класса/ А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова- М: Дрофа, 2001

5.Костяева Т.А. Тесты, проверочные контрольные работы по русскому языку в 7 классе/ Т.А Костяева- М: Просвещение, 2004

6.Ладыженская Т.А. Обучение русскому языку в 7 классе/ Т.А. Ладыженская, Л.А. тростенцова, М.Т. Баранов- М: Просвещение, 2005

7.Ларионов Л.Г. Сборник упражнений по орфографии для 7 класса/Л.Г. Ларионова- М: Просвещение, 2006

8.Львова С.И. Практикум по русскому языку для 7 класса/ С.И. Львова- М: Просвещение, 2006

9.Пименова С.Н. таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома для 7 класса/ С.Н. Пименова- М: Искатель. 1996

                  Список дополнительной литературы для учащихся:

1.Баранов М.Т. Русский язык. Учебник 7 класс/М.Т.Баранов.- М:Просвещение, 2006

2.Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку 7 класс/ Г.А.Богданова.- М: просвещение, 2005

3.малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 7 класс/ А.Б. Малюшкин, Л.Н. Иконницкая.- М: Сфера, 2006

4.Михайлова С.Ю. ключи к орфографии/ С.Ю. Михайлова- М: Просвещение, 2005

5.Позднякова А.А. Дидактические материалы по русскому языку к учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык» 7 класс/ А.А.Позднякова- М:Экзамен, 2006

6.Поникарова Л.А. Русский язык. Морфология в таблицах и заданиях/ Л.А. Поникарова- М: Просвещение, 2004

7.Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 7 класс- М:  Интеллект- Центр, 2006

8. Тростенцова, Т.А. Ладыженская.- М: Просвещение, 2006

Средства обучения

1.      Орфографические, орфоэпические, толковые, этимологические, фразеологические  словари.

2.      Словари синонимов, антонимов.

3.      Раздаточный и дидактический материал.

4.      Мультимедийные пособия:

1)      Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 8 класс.

2)      Русский язык. Мультимедийный курс. 1-9 классы.

3)      «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

4)      Генератор заданий по русскому языку (контрольные и самостоятельные работы).

5)      Русские электронные словари.

 

8.Планируемые результаты изучения учебного предмета

                                      Базовые (предметные) компетенции:

Учащиеся должны знать:

-определения основных изученных в 7 классе языковых явлений

- речеведческих понятий

- орфографических и пунктуационных правил

- обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры

Учащиеся должны уметь:

Аудирование:

-адекватно понимать содержание научно- учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух

-выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи

-составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и письменный)

-обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника

Чтение:

-осознавать коммуникативную цель чтения и в соответствии с ней организовывать свою работу

-дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста

-выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую

-находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение

-проводить маркировку текста (подчёркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части)

-составлять тезисный план исходного текста

-владеть ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым видами чтения

-прогнозировать содержание текста по данному началу

-с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух

Говорение:

-сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства

-создавать собственные высказывания, соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи

-строить небольшое по объёму устное высказывание на основе данного плана

-формулировать выводы(резюме) по итогам урока, по результатам проведённого языкового анализа, после выполнения упражнения

-размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания

-соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные)

-уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учётом речевой ситуации.

Письмо:

-сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства

-создавать собственные высказывания, соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи

-писать тексты- размышления на лингвистические темы дискуссионного характера

-соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные)

-уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте

-использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста

-редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии.

Текстоведение:

-анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи

-рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учётом требований к построению связного текста

-устанавливать в тексте ведущий тип речи

-находить в нём фрагменты с иным типовым значением

-определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте

Фонетика и орфоэпия:

-проводить фонетический и орфоэпический разбор слов

-правильно произносить широко употребляемые наречия и служебные части речи

-анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм

Морфемика и словообразование:

-по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы

-объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов

-определять способы образования слов разных частей речи

-анализировать словообразовательные гнёзда на основе учебного словообразовательного словаря

-составлять словообразовательные гнёзда однокоренных слов

-с помощью школьного этимологического словарика комментировать исторические изменеия в морфемной структуре слов.

Лексикология и фразеология:

-соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения

-толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов

-пользоваться различными видами лексических словарей

-находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре

-использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора

-проводить  элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём примеры употребления слова в переносном значении.

Морфология:

-различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи

-правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи

-использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведении синтаксического анализа предложения.

Орфография:

-владеть правильным способом применения изученных правил орфографии

-учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания

-аргументировать тезис о системном характере русской орфографии.

Синтаксис и пунктуация:

-составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме

-определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи

-различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами

-использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте

-соблюдать правильную интонацию предложений в речи

-устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций

-использовать на письме специальные графические обозначения

-строить пунктуационные схемы предложений

-самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

                                                Ключевые компетенции:

Сформированность общеучебных умений и навыков

Организация учебного труда.

-уметь составлять и работать по индивидуальному плану с учётом рекомендаций педагогов

-определять и анализировать средства выполнения индивидуального плана

-осуществлять самоконтроль и давать самооценку своей учебной деятельности

В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений, навыков, способов деятельности, которые базируются на речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей, обеспечивающих результативную коммуникацию:

-целенаправленный поиск информации в источниках различного типа

-критическое оценивание её содержания и адекватности поставленной цели

-развёрнутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов

-осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной целью (ознакомительное чтение- с целью определения основного содержания текста, изучающее- с целью первичного ознакомления с представленной в тексте информацией, поисковое- с целью извлечения искомой информации и др.)

-оценка и редактирование текста

-владение основными видами публичных выступлений

-следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Таким образом, в процессе изучения русского языка в старших классах совершенствуются основные общеучебные  умения:

 

Коммуникативные:

-владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи

-базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения.

Интеллектуальные:

-умение сравнивать и сопоставлять

-анализировать и синтезировать

-абстрагировать и обобщать

-оценивать и классифицировать

Информационные:

-умение осуществлять библиографический поиск

-извлекать информацию из различных источников

-умение работать с текстом

Организационные:

-умение формулировать цель деятельности, планировать её

-осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Всестороннее развитие личности:

-развитие мышления и речи учащихся

-их эмоционально- волевой сферы

-логического мышления

-формирование представлений о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка

-формирование потребности в речевом самосовершенствовании

-целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.

Календарно-тематическое планирование