1.Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов С.И. Львовой, В.В. Львова (М.: Мнемозина, 2013).
2.Общая характеристика учебного предмета
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, программа предусматривает обучение русскому языку в 6 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника «Русский язык. 6 класс» содержа! значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования обшеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы над текстом — пропорционально чередуются с грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
3.Место предмета «Русский язык» в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 6 классе – 210 часов (6 часов в неделю).
.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку
Личностные результаты:
1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) навыки смыслового чтения;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения предмета «Русский язык»:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка т культуры народа, роли языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный стиль, язык художественной литературы; жанры научного стиля и разговорной речи; функционально – смысловые типы речи ( повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения;
8) понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
5.Содержание учебного предмета «Русский язык» в 6классе
Содержание тем учебного курса
Родной язык. Слово - «дело великое».
Функциональные разновидности языка. Композиционные особенности рассуждения на лингвистическую тему.
Развитие речи (далее — Р.Р.). Устное высказывание, выразительное чтение текста, сочинение-миниатюра.
Орфография. Правописание корней. Правописание гласных в корнях. Правописание согласных в корнях. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание окончаний. Употребление букв о — ё после шипящих и и,. Употребление 5 и 6. Слитные, раздельные и дефисные написания.
Р.Р. Сочинение-миниатюра, сочинение на лингвистическую тему, конструирование текста с применением лингвистического материала, выразительное чтение текста, устное и письменное иллюстрирование, изложение.
Контрольная работа (далее — К.Р.). Контрольный диктант № 1 по теме «Орфография» с грамматическим заданием.
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Простое осложненное предложение. Сложное предложение и его виды. Предложение с прямой речью. Пунктуация как система правил.
Р.Р. Сочинение-миниатюра, сочинение на лингвистическую тему, устное высказывание, устное и письменное иллюстрирование, сжатое изложение, сочинение по репродукции картины А. И. Корзухина «Птичьи враги».
К.Р. Контрольный диктант № 2 по теме «Синтаксис и пунктуация» с грамматическим заданием.
Текстоведение. Текст как единое целое. Простой и сложный план текста. Связь предложений в тексте. Смысловая связь предложений в тексте. Лексический повтор как средство связи предложений в тексте. Повествование как тип речи. Рассказ. Описание как тип речи.
Р.Р. Анализ текста, устное высказывание, сочинение-миниатюра «Я вижу радугу», редактирование текста, изложение, сочинение на лингвистическую тему, сочинение-миниатюра по картинкам Н. Э. Радлова, сочинение-миниатюра по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро», сочинение «Первый снег».
К.Р. Сочинение по картине В.А. Серова «Девочка с персиками».
Морфология. Морфологические признаки частей речи.
Имя существительное. Имя существительное как часть речи. Словообразование имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Культура речи. Правильное употребление имен существительных. Орфоэпические нормы. Грамматические нормы. Лексические нормы. Имя существительное в словосочетании и предложении. Имя существительное в тексте.
Р.Р. Устное высказывание, письмо по памяти, анализ теста, сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, редактирование текста, изложение, выразительное чтение, сочинение-миниатюра по картине В.М. Васнецова «Ковер-самолет», сочинение по рисунку.
К.Р. Контрольный диктант № 3 по теме «Имя существительное» с грамматическим заданием.
Имя прилагательное. Части речи в русском языке. Образование форм слова с помощью окончания. Словообразование имен прилагательных. Основные способы образования имен прилагательных. Словообразовательные гнезда слов. Правописание букв н и нн в именах прилагательных, образованных от существительных. Правописание сложных имен прилагательных. Слитное и раздельное правописание не с именами существительными и прилагательными. Культура речи. Правильное употребление имен прилагательных. Орфоэпические нормы. Грамматические нормы. Лексические нормы. Имя прилагательное в словосочетании и предложении. Имя прилагательное в тексте.
Р.Р. Устное высказывание, письмо по памяти, сочинение на лингвистическую тему, сочинение-миниатюра «Что случилось с Васей?», анализ текста, сочинение по картине А.Г. Венецианова «Девушка в клетчатом платке», сочинение по картине Г.Г. Мясоедова «Косцы», сочинение-миниатюра по картине Н.П. Крымова «Ветреный день», сочинение по картинкам, описание внешности героев рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг».
К.Р. Сочинение по картине Н.А. Пластова «Саня Маликов».
Глагол. Глагол как часть речи. Постоянные признаки глагола. Непостоянные признаки глагола. Словообразование глаголов. Культура речи. Правильное употребление глаголов. Орфоэпические нормы. Грамматические нормы. Глагол в словосочетании и предложении. Глагол в тексте.
Р.Р. Сочинение по картине В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», пересказ текста, редактирование текста, устное высказывание, выразительное чтение текста, сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, сочинение по рисункам, сочинение по картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», изложение.
К.Р. Контрольный диктант № 4 по теме «Глагол» с грамматическим заданием.
Деепричастие и причастие. Морфологические признаки причастий и деепричастий.
Р.Р. Письмо по памяти, устное высказывание.
Деепричастие. Морфологические признаки деепричастия. Деепричастный оборот. Деепричастия несовершенного и совершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Культура речи. Правильное употребление деепричастий. Орфоэпические нормы. Грамматические нормы. Лексические нормы.
Р.Р. Сочинение-миниатюра на лингвистическую тему, сочинение по картинкам, конструирование текста по началу, текстоведческий анализ.
К.Р. Контрольный диктант № 5 по теме «Деепричастие» с грамматическим заданием.
Причастие. Морфологические признаки причастия. Причастный оборот. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие причастия. Культура речи. Правильное употребление причастий. Орфоэпические нормы. Грамматические нормы. Лексические нормы. Деепричастия и причастия в словосочетании и предложении. Деепричастия и причастия в тексте.
Р.Р. Устное высказывание, рассуждение на лингвистическую тему, сочинение-миниатюра (повествование) по картине В.М. Максимова «Все в прошлом», устное высказывание, сочинение по картине В.Д. Поленова «Заросший пруд», сочинение по рассказу А.П. Чехова «Ванька Жуков», выразительное чтение текста, сжатое изложение, письмо по памяти.
К.Р. Контрольный диктант № 6 по теме «Причастие» с грамматическим заданием.
Имя числительное. Общее значение числительного и употребление в речи. Постоянные морфологические признаки числительных. Разряды имен числительных. Непостоянные морфологические признаки числительных. Склонение количественных числительных. Склонение числительных двести, триста, четыреста, числительных, оканчивающихся на -сот. Склонение числительных сорок, девяносто, сто. Склонение числительных один, два, три, четыре. Склонение собирательных числительных. Склонение дробных числительных. Склонение составных количественных числительных. Склонение порядковых числительных. Культура речи. Правильное употребление имен числительных. Орфоэпические нормы. Грамматические нормы. Имя числительное в словосочетании и предложении. Имя числительное в тексте.
Р.Р. Выразительное чтение текста, составление сложного плана текста, устное высказывание, сочинение-миниатюра по картине К.Ф. Юона «Зима. Ростов Великий», сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, комплексный анализ текста, сочинение- миниатюра на основе фотосюжета.
К.Р. Контрольный диктант № 7 по теме «Числительное» с грамматическим заданием.
Местоимение. Общее значение местоимений и употребление их в речи. Разряды местоимений. Личные местоимения. Притяжательные местоимения. Вопросительно-относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Культура речи. Правильное употребление местоимений. Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Местоимение в словосочетании и предложении. Местоимение в тексте.
Р.Р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, выразительное чтение, устное высказывание, сочинение-миниатюра «Моя родословная», сочинение-миниатюра «Эта загадочная планета», сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, сочинение-миниатюра по рисункам, сочинение по рассказам Н.И. Сладкова «Двое на одном бревне», сочинение «Чем я занимался в летние каникулы», сочинение-миниатюра «Что я знаю об истории моего города (поселка, села)», сочинение-описание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели».
К.Р. Контрольное тестирование № 1 по теме «Местоимение».
Повторение изученного в 6-м классе. Слово как основная единица языка. Правописание: орфография и пунктуация.
Р.Р. Устное высказывание, текстоведческий анализ, сочинение на лингвистическую тему, письмо по памяти, комплексный анализ текста, сжатое изложение, сочинение по картине И.И. Шишкина «Рожь», сочинение по данному началу, сочинение-миниатюра «Самый интересный урок русского языка в 6 классе».
Итоговый контроль. Контрольное тестирование № 2 по теме «Повторение изученного в 6 классе».
Распределение учебных часов по разделам
программы
Родной язык — 1 ч (в т. ч. 1 Р.Р.).
Функциональные разновидности языка — 1 ч (вт. ч. 1 Р.Р.).
Орфография - 12 ч (в т. ч. 1 К.Р., 3 Р.Р.).
Синтаксис и пунктуация - 13 ч (в т. ч. 1 К.Р., 2 Р.Р.).
Текстоведение — 13 ч (в т. ч. 1 К.Р., 4 Р.Р ).
Морфология -2 ч.
Имя существительное — 20 ч (в т. ч. 1 К.Р., 4 Р.Р.).
Имя прилагательное - 20 ч (вт. ч. 1 К.Р., 8 Р.Р.).
Глагол — 20 ч (в т. ч. 1 К.Р., 9 Р.Р.)
Деепричастие и причастие — 2 ч.
Деепричастие — 24 ч (в т. ч. 1 К.Р., 1 Р.Р.).
Причастие — 20 ч (в т. ч. 1 К.Р., 6 Р.Р.).
Имя числительное — 19 ч (в т. ч. 1 К.Р., 6 Р.Р.).
Местоимение — 20 ч (в т. ч. 1 К.Р., 6 Р.Р.).
Повторение изученного в 6 классе — 14 ч (в т. ч. ЬР.Р.).
Итоговый контроль — 3 ч (в т. ч. 1 К.Р.).
7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Список рекомендуемой литературы
Основной
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
2. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
3. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. В 3 ч. М.: Мнемозина, 2013.
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».
7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.
8. Примерные программы внеурочной деятельности/ Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.
9. Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo
10. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru
11. Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/news/8286
12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
13. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
14. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
15. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.
Дополнительный
1. Асмолов А. Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики // Лидеры образования. 2007. № 7.
2. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности и построения гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1.
3. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: НексПринт, 2010.
4. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Под общ. ред. М.Б. Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург, 2010.
5. Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. М.: Просвещение, 2007.
6. Журналы «Стандарты и мониторинг образования», 2011—2012.
7. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
8. Поливанова К.А. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2008.
9. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru
10. Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
11. Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru
12. Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://katalog.iot.ru
13. Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru
14. Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru
15. Сайт Министерства образования и науки РФ: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru
16. Сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://informika.ru
17. Современные образовательные технологии / Под ред. Н.В. Бордовской. М.: Кнорус, 2011.
8.Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
• умение сопоставлять и.сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение разными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; а также совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Календарно-тематическое планирование