Строение и значение словосочетаний. Урок русского языка, 8 класс.

Аннотация: презентационное сопровождение урока 

Тема.   Строение и значение словосочетаний.

Цель: показать учащимся строение словосочетаний, научить выделять словосочетания в тексте, конструировать их, определять грамматическое значение.

План урока.

  1. Строение словосочетания.
  2. Грамматическое значение словосочетания.
  3. Выводы.       

                                   Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебных знаний.

            1. Слово учителя.

     Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, чем сочинительные союзы отличаются от подчинительных, иметь представление о том, что такое грамматическое значение.

(слайд № 3)

- Укажите, какие союзы являются сочинительными?

            а) так как, чтобы

            б) или, но

            в) потому что, зато

            г) да, так как

            2. Строение словосочетаний.

     Словосочетание - это сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. По характеру связи между словами словосочетания делятся на сочинительные и подчинительные.

  (Слайд № 4)

                                   Строение словосочетания.

Словосочетания

Сочинительные

 

 

Подчинительные

 

День  и  ночь

сущ.  +  сущ.

 

День и ночь в полях бушевала вьюга.

(однородные обстоятельства)

            Что?

     х   ------> 

Решаем     задачи

Глаг.       +   сущ.

На занятиях мы решаем задачи из нового учебника.

                (Сказуемое и дополнение)

     Сочинительные словосочетания состоят из равноправных слов, а в подчинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

 

Сочинительные и подчинительные словосочетания

     Сочинительная связь объединяет равноправные слова, и основным средством связи здесь будут являться сочинительные союзы (И, ИЛИ, НО и др.). Сочинительные словосочетания состоят из слов, относящихся к одной части речи. В предложении сочинительные словосочетания образуют ряды однородных членов предложения. В сочинительных словосочетаниях от одного слова к другому нельзя задать вопрос.

Подчинительные словосочетания  могут состоять из слов разных  частей речи,  являющихся разными членами предложения. Одно из слов в подчинительном словосочетании будет главным, другое -  зависимым. Узнать, какое слово является главным, а какое - зависимым, можно, если от одного слова в словосочетании к другому задать вопрос.  Слово, от которого задан вопрос, всегда будет главным, а слово, к которому  направлен вопрос - зависимым.

Попробуйте, выполняя упражнение, распределить сочинительные и подчинительные словосочетания по столбикам таблицы.

 

(слайды  № 5,6)

Упражнение №1

      Распределите словосочетания по столбикам таблицы.

                       Сочинительные

                     Подчинительные

Подберезовики и подосиновики, черный и белый, осенний, но теплый;  вверх и вниз, дождь или снег, книги и журналы, физика и химия

широкополая шляпа, пить чай, глубокое море, закончил школу, вошел медленно, яркий свет

 

    Подберезовики и подосиновики, черный и белый, осенний, но теплый; широкополая шляпа, пить чай, вверх и вниз, глубокое море, дождь или снег, книги и журналы, закончил школу, физика и химия, вошел медленно, яркий свет.

 

(слайд № 7)

- Укажите верное утверждение.

 

1) В подчинительных словосочетаниях нельзя выделить ни главного, ни зависимого слова.

2) В подчинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

3) И в подчинительных, и в сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

4) В сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

 

2. Грамматическое значение словосочетания.

 

     Словосочетание, как и слово, имеет общее грамматическое значение, но в отличие от слов, у словосочетаний это значение более конкретно, определенно. Например, сравните значение  слова СВЕТ и словосочетания ЯРКИЙ СВЕТ. Это слово обозначает предмет, а словосочетание не только предмет, но и его признак. Словосочетания могут выражать очень много разных грамматических значений. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.

 

Грамматическое значение словосочетаний

 

     1. Значения словосочетаний связаны с их строением. Такие словосочетания, как ЯРКИЙ СВЕТ, БОЛЬШОЙ ДОМ, ИНТЕРЕСНАЯ КНИГА,  состоящие из существительного и прилагательного, выражают общее  грамматическое значение: указывают предмет и его признак.

 

     2. Словосочетания  ПОСТРОИТЬ ДОМ, ЧИТАТЬ КНИГУ, РЕШАТЬ ЗАДАЧУ и похожие, состоящие из глагола и существительного, имеют другое грамматическое значение: они указывают действие и предмет, на который оно переходит.

 

      3. Если же словосочетания состоят из  глагола и  наречия, например, БЕГАТЬ БЫСТРО, ГОВОРИТЬ ГРОМКО, ПИСАТЬ ГРАМОТНО, то  их грамматическим значением будет указание действия и его признака.

Выполняя следующее упражнение, распределите словосочетания по столбикам таблицы в соответствии с их грамматическим значением.

 

(Слайд № 8)

                                   Грамматическое значение словосочетаний

Грамматическое значение словосочетания

Примеры

Предмет и его признак

Большой дом,

Яркий свет,

Интересная книга

Действие и предмет

Построить дом

Читать книгу

Решать задачу

Действие и его признак

Бегать быстро

Говорить громко

Писать грамотно

 

     Грамматическое значение словосочетания зависит от его строения, от того, к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетания.

 

(Слайды № 9, 10)

 Упражнение №2

 

Распределите словосочетания по столбикам таблицы в соответствии с их грамматическим значением.

 

    Предмет и его признак

     Действие и предмет

      Действие и его признак

Синее небо, опасный поворот, спорное высказывание, горный воздух

Пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, топить печь

Ошибаться редко, идти уверенно, идти навстречу, быстро доехать

 

     Ошибаться редко, синее небо, идти уверенно, пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, опасный поворот, спорное высказывание, идти навстречу, топить печь, горный воздух, быстро доехать.

 

(слайд № 11)

- Продолжите предложение: Грамматическое значение словосочетания зависит от того…

 

1) являются ли слова, составляющие словосочетание, однородными членами;

2) к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетание;

3) какими членами предложения являются слова, составляющие словосочетание;

4) сколько слов входит в словосочетание.

 

(слайд № 12)

            4. Выводы.

 

Ø  Словосочетание – это сочетание двух (или более) слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. По характеру связи словосочетания бывают сочинительные и подчинительные.

 

Ø  Грамматическое значение словосочетания зависит от того, к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетания.

 

(слайд № 13)

5. Итоговое тестирование.

 

1. Укажите верное определение.

 

а) словосочетание – это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

б) словосочетание – это то же самое, что и предложение.

в) словосочетание – это сочетание двух (не более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

г) словосочетание – это соединение слов одной части речи.

 

2. Продолжите предложение: Сочинительные словосочетания состоят из…

 

а) главного и придаточного слова

б) равноправных слов

в) однородных слов

г) из главного и зависимого слова

 

3. Укажите строку, в которой записаны только сочинительные словосочетания.

 

а) березы и осины; раннее утро

б) было тихо; дождь и снег

в) реки и озера; тонкий, но прочный

г) услышали шум; скрип дверей

 

4. Какое словосочетание обозначает действие и предмет, на который оно переходит.

 

а) грибы и ягоды

б) открывать окно

в) пасмурный день

г) быстро соображать

 

5. Продолжите предложение: Однородными членами предложения являются слова из…

 

 а) подчинительного словосочетания

б) любого словосочетания

в) сочинительного словосочетания

г) словосочетания, в котором слова принадлежат к разным частям речи.

 

Ответы к тесту: 1 – а;  2 – б;   3 – в;   4 – б;   5 – в.