План-конспект урока по теме "Синтаксис. Культура речи". Тема "Словосочетание". Способ подчинительной связи между словами

Цели урока:

  1. Актуализировать знания по теме: «Словосочетание. Способы подчинительной связи».
  2. Дать практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа в рамках подготовки к ЕГЭ.
  3. Отработать трудные случаи управления.

Оборудование:

  1. Мультимедиопроектор.
  2. Раздаточный материал.
  3. Схемы, таблицы, словари.

Ход урока

1. Беседа по теме: «Словосочетании».

А) Дать определение словосочетанию.

(Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Например: зеленая трава, читать книгу, говорить улыбаясь).

Б) Назовите два типа словосочетаний.

(Подчинительные, в которых есть главное и зависимое слово. Например: оплатить услуги).

Сочинительные, в которых объединяются равноправные слова. Например: дождь и снег; тихо, но выразительно).

В) Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?

(- сочетание самостоятельного слова со служебным: перед дождем;

- сочетание слов в составе фразеологизмов: висеть на телефоне;

- подлежащее и сказуемое: пришла весна;

- составные словоформы: будет петь, более яркий.)

2. Практическое задание.

А) Из данной группы слов выпишите словосочетания и укажите его типы.

Обижают близких, поведение людей, дружил с ним, цвет индиго, возле дома, оплатить услуги, снег растаял, вода и лед, более светлый, вчера и сегодня, пусть поет, сломя голову, звезда первой величины.

Б) Из данного предложения выпишите все возможные подчинительные словосочетания.

И.С.Тургенев неоднократно призывал: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

3. Актуализация знаний по способам подчинительной связи. Работа с таблицей.

Слово учителя.

ВИДЫ СВЯЗИ МЕЖДУ СЛОВАМИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ.

СОГЛОСОВАНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ

ПРИМЫКАНИЕ

Зависимое слово уподобляется главному в формах рода , числа и падежа.

Главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога.

Зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно.

Главное слово: существительное.

Главное слово: глагол и его формы (причастие, деепричастие).

Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.

Зависимое слово: прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное.

Зависимое слово: существительное, местоимение, числительное.

Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное).

Опытный педагог моя книга.

Удивлен решением отзыв о книге.

Хотелось помечтать девушка постарше.

При склонении изменяется как главное слово, так и зависимое: пятый элемент пятого элемента.

При изменении формы главного слова зависимое не изменяется: читать книгу читал книгу.

 

 

Примечание: 1. В сочетании слов типа три дерева (с неодуш. сущ.) числительное в Им.п. управляет сущ., а в остальных падежах согласуется с ним. 2. В сочетаниях типа три дочери (с одуш. Сущ.) управление наблюдается только в Им.п., а в остальных падежах-согласование.

Примечание. 1. Притяжательные местоимения (его, ее, их) не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его книга, ее письма, их дети.

4. Практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа (записать в теоретическую тетрадь):

  • чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово, отвечающее на вопрос какой?, а затем найти слово, от которого оно зависит;
  • поиск словосочетания с управлением - это поиск слова (с предлогом и без предлога), отвечающего на падежный вопрос (кого? чего? кому? чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного;
  • найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, от которого оно зависит.

Компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга.

5. Тренировочные упражнения.

1. Определить способ связи и средства ее выражения.

Громко смеяться, непонятный для него, говорить невпопад, поющие птицы, унесенный ветром, увидеть из окна, любимый мною, один человек, откуда-то издалека, работать молча.

2. Образуйте с каждым из слов по три словосочетания так, чтобы были представлены: все виды подчинительной связи

а) улыбка;

б) решение;

в) кто-нибудь;

г) способность.

3. Определите, в каком ряду все словосочетания со связью согласование:

а) падающий снег, любимая игрушка, кто-то из нас;

б) разрисованная витрина, любящие родители, развешенные на стенах;

в) удивительная тишина, у твоего дома, вымытый пол;

г) свое присутствие, некоторые наречия, придуманный мною.

В каком ряду все словосочетания со связью управление?

а) образованный от наречия, каждый из присутствующих, нашел среди цветов;

б) увидеть из окна, любить жизнь, смотреть внимательно;

в) оба пенсионера, тревога усиливалась, долго молчали;

г) трое из нас, переходит через границу, смотреть вдаль.

В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

а) вкратце изложить, работать молча, сомневаться в этом;

б) откуда-то издалека, кофе по-турецки, яйцо вкрутую;

в) говорить невпопад, два рубля, любуясь собою;

г) сжечь дотла, говорить вполголоса, в пустую комнату.

4. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Вечерами, когда гасли фонари и начинали стрекотать кузнечики, мы мечтали о будущем.

Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Я помню, как величественные горы по-весеннему зеленели у подножий.

Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.

И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.

6. 1. Трудные случаи управления и их отработка.

  • Предлоги согласно, благодаря, подобно употребляются с существительными в дательном падеже: согласно приказу, благодаря помощи, вопреки предсказанию, подобно взрыву;
  • Предлоги в меру, в заключение, в виде, в течение, в продолжение, в силу, наподобие, посредством употребляются с существительными в родительном падеже: в меру сил, в заключение выступления, в виде цветка;
  • Предлог по с существительным в предложном падеже может использоваться при обозначении действия, событий, после которого что-либо совершается, происходит: по прибытии, по окончании, по завершении, по приезде.

СХОДНЫЙ с чем-либо сходный с прежним

ИДЕНТИЧНЫЙ чему-либо идентичный прежнему

ОБИЖЕН чем-либо обижен упреками

ОБИДЕТЬСЯ на что-либо обиделся на эти слова

ОБРАДОВАН чем-либо обрадован встречей

ОБРАДОВАТЬСЯ чему-либо обрадовался встрече

УДЕЛЯТЬ ВНИМАНИЕ чему-либо уделять внимание каждому

ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ на что-либо обращать внимание на мелочи

БАЗИРОВАТЬСЯ на чем-либо базироваться на фактах

ОПИРАТЬСЯ на что-либо опираться на факты

РЕЦЕНЗИЯ на что-либо рецензия на книгу

ОТЗЫВ о чем-либо отзыв о книге

ПРЕИМУЩЕСТВО перед чем-либо (кем-либо) преимущество перед другими

ПРЕВОСХОДСТВО над чем-либо (кем-либо) превосходство над другими

ПРЕДУПРЕДИТЬ о чем-либо предупредить об опасности

ПРЕДОСТЕРЕЧЬ от чего-либо предостеречь от опасности

ТОРМОЗИТЬ что-либо тормозить развитие

ПРЕПЯТСТВОВАТЬ чему-либо препятствовать развитию

ОТЛИЧАТЬ от чего-либо отличать плохое от хорошего

РАЗЛИЧАТЬ что и что различать плохое и хорошее

РАССЕРЖЕН чем-либо рассержен шуткой

РАССЕРДИТЬСЯ на что-либо рассердиться на шутку

ВЕРА во что-либо вера в победу

УВЕРЕННОСТЬ в чем-либо уверенность в победе

УДИВЛЕН чем-либо удивлен успехами

УДИВЛЯТЬСЯ чему-либо удивляться успехам

ОПЛАТИТЬ что-либо оплатить проезд

УПЛАТИТЬ за что-либо уплатить за проезд

2. Тренировочные упражнения.

1) Дополните до словосочетаний. Определите способы связи. Проверьте себя по словарю.
(Словарь сочетаемости слов русского языка. Под редакцией Л.Н.Денисовой, Москва, 1978 г., Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление в русском языке. Москва, 2002 г.)

а) наполнен…- полон…

б) писать…- описывать…

в) платить…- оплачивать…

г) вера…- уверенность…

д) отчитываться…- делать отчет…

г) беспокоиться…- тревожиться…

2) В каком ряду нет ошибок в построении словосочетаний?

а) согласно пословице, прикоснуться к горячей плите

б) коснуться проблем, скучаю за тобой

в) различать союзы, преимущество надо мной

г) директор училища, заведующий аптеки.

а) критиковать за ошибки, уделять внимание на детали

б) отметить достоинства, скучаю по вас

в) оплатить за проезд, основываться на фактах

г) обвинять за растрату, отдел кадрами

3) В каком примере неверно указан вопрос к зависимому слову от глагола?

а) негодовать (против чего?)…

б) руководить (кем? чем?)…

в) тревожиться (о ком? о чем?)…

г) содействовать (кому? чему?)…

а) возмущаться (чем?)…

б) упрекать (в чем?)…

в) беспокоится (за что? за кого?)…

г) порицать (за что?)…

4) Перепишите предложения, выбирая из слов, данных в скобках, нужный вариант.

а) Ваня…(рассказал, поделился) о своих впечатлениях от поездки в Москву.

б) Учительница…(уделяла много внимания, обращала много внимания) работе с отстающими учениками.

в) Страшная жара…(тормозила, препятствовала) нормальной работе геологической экспедиции.

г) Девочка очень бережно…(обращалась, относилась) с книгами .

7. Итоги урока.

8.Дом. задание.

  • Выучить теоретический материал по словосочетанию (смотреть записи в тетради);
  • Упр.341, 342