Тема:      Непроизводные и производные предлоги.

                Правописание наречных предлогов. (2урока) Русский язык.7 класс.

Цели:     1) Ознакомить учащихся с непроизводными и производными предлогами, с приемами              отграничения  их от омонимичных частей речи;

               2) формировать умение отличать производные предлоги от омонимичных частей речи;

                выработать навык слитного написания предлогов, образованных из наречий.

               3) воспитывать любовь к русскому языку.

 

Р.Р.:        Предупреждение ошибок на употребление предлогов.

Тип

Урока:    комбинированный.

Методы: беседа, анализ, сопоставление.

Оборуд.: таблицы.

 

Ход урока:

I.            Сообщение  темы и целей урока.

 

II.           Работа с текстом.

               Задание:

             1.Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль. Озаглавьте его.

            2.Сгруппируйте слова с пропусками и скобками по видам орфограмм. (Дети послабее

              не группируют).

               Инд. задание (выполняется на доске):

               синтаксический разбор 1-го предложения (работает 1 ученик).

                    Среди сосен и берез открылась поляна4. Как глянул я на нее, так сразу и придумал название: поляна Жар-птиц. На ровном снегу этой отд...ле...ой от деревни нашей поляны будто Жар-птицы сидели, чистили тут свои уд...вительные пер...я и р...няли их – оранжевые, з...лотистые, (светло)коричневые. И столько сразу этих пер...ев оставлено над снегами. Их хватило бы на укр...шения пяти, а то десяти таких полян.

                    Жар-птицы (давным)давно3 улетели, а пер...я остались. Пер...я Жар-птицы – это уснувшие над снегами папоротники. Но как светится от них поляна.

                                                                                                          (В.Бочарников)

            (Для тех, кто работает быстрее, дополнительное задание: морфологический разбор наречия).

            - Назовите предлог, который употребляется с несколькими падежами.

            - Приведите для примера предложение с предлогом, кот. выражает пространственное  значение.

 

III.         Подготовка учащихся к восприятию новых знаний.

              Создание проблемной ситуации.

              Среди сосен и берез открылась поляна. (Синтаксический разбор).

               - Давайте определим, какой частью речи является слово среди?

               - Можем ли задать к нему вопрос?  

               - Является ли оно членом предложения?

               Вывод:

               Вопрос к данному слову поставить нельзя , потому что место действия называется не

               этим словом , а  другими - сосен и берез. Слово  среди  служит для выражения

               зависимости  существительных от глагола.

               Это предлог, а название он получил производный (вторичный)- произошел от другой

               части речи (нар).

               Такие предлоги называются наречными.

 

IV.          Новый материал.

                  1.Чтение 1-ой части теоретического материала  параграфа 50.

                Как образуются производные предлоги?

                От каких частей речи? 

                  2. Дается понятие:    

                 отымённые предлоги,  наречные предлоги, глагольные.

                                                     

                3.Чтение второй части теоретического материала параграфа.

                 Чем отличаются друг от друга непроизводные и производные предлоги?

 

 V.           Закрепление.

                 1.Упражнение 296 (выборочно).

               Вывод: к производному предлогу вопрос задать нельзя, его можно заменить другим  предлогом.

 VI.         Сопоставление производных предлогов  и  омонимичных частей речи.

                    1. Работа по алгоритму.  (Сильным детям предлагается составить алгоритм самостоятельно). 

                 2. Чтобы понять процесс перехода существительных, наречий, глаголов в предлоги, давайте    сопоставим   следующие предложения и определим, где предлог, а где омонимичная самостоятельная часть речи, от которой образован предлог.        

                                     

                                                                   ( Запись на доске)

                    Имейте в виду, что улицу                          Разговор необходимо  отло-                                

                             надо переходить  в установ-                      жить ввиду (из-за ) отъезда.

                             ленных местах.

                             Ступай  себе мимо. (Нет поясн.

                                                               слов)                            Ребята, не проходите мимо

                                                                                                    зла. Д.п.

                              Мы ушли из школы, благодаря                 Благодаря  героизму мальчика

                              Ребят за оказанную помощь.                      Птенец был спасен.

               Вывод :     

                К производным предлогам нельзя задать вопрос, они не обозначают конкретных предметов,

                признаков или действий.

         Не  являются  членами  предложения, указывают на  связь  между  главным  и зависимым              словом  в словосочетании. Образованы из знаменательных  частей речи.                                                                     

                3. Записать предложения ,определив предлоги и омонимичные части речи.

               Я знаю  этот лес вдоль и поперек. Тропинка шла  вдоль обрыва. Вблизи виднелся лес.   Вблизи села протекала речка. Гости ушли, благодаря хозяина за хороший прием. Благодаря теплой погоде сирень расцвела быстро.

         Вывод:

                Отличить производный предлог от омонимичных ему знаменательных слов можно только

                в словосочетании или предложении.

               4. Предупреждение ошибок в употреблении предлогов.

                                                               Работа по таблице №1. (См. приложение).

                Выясняется, какие предлоги употребляются с дательным  падежом.

               Задание:  поставить  существительные в нужном падеже, с 2 мя словосочетаниями составить 

                                 предложения.

               Вопреки  (ожидания), согласно (сделанное сообщение), благодаря (хорошая память) , напере-

               кор  (мое желание), благодаря (мужество и находчивость), вопреки (предсказание).

          У:  Предлоги согласно и вопреки – антонимы.

                Вопреки ожиданиям, т. е не так, как ожидали.

                Согласно ожиданиям, т. е. так, как ожидали.

                                                   

           

YII.           Правописание  наречных предлогов.

             -Как пишутся производные предлоги с самостоятельными  частями речи?

               -Посмотрите на таблицу и скажите, как могут писаться производные предлоги? (Слитно  и  раз-

               дельно).

          У: Сегодня мы поговорим только о правописании производных предлогов, образованных из  на-речий .

              - Назовите такие предлоги.

              - Как они пишутся?

              - Что  является условием слитного написания таких предлогов? (Происходят от наречий.)

               1.  Творческий  диктант.

                Задание:  Изменить предложения так, чтобы наречия стали предлогами.

               - Как будут писаться наречные  предлоги?

               -  Что нужно сделать, чтобы наречия перешли в     предлоги?

                                                                  В лагерь.

               Вблизи (лагеря) раскинулось море. Возле (него) поднимаются горы. Ребята приехали в лагерь накануне (праздника). Весь лагерь вышел навстречу (детям). Впереди (отряда) шел барабанщик.

               2. Сопоставление производных предлогов, образованных из наречий и омонимичных наречий, существительных  с предлогом.

                                                           Работа по таблице №2. (См. приложение).

              Задание:  Определите части речи.

              - Как отличить производный предлог от наречия и существительного?

              - Как отличить наречие от существительного?

 

              Вывод:

               при наречии нет зависимых слов;

               между предлогом и существительным можно поставить вопрос, или вставить  прилагательное, есть зависимое слово.

             3. Творческое списывание.

                           Навстречу – на  встречу (Определить части речи)

                           Студенты собрались _______________ с известным певцом.

                           ______________ солнцу и ветру шли по миру отважные люди.

                           Ветер дул в лицо, и тучи шли ____________________ .

YIII.   Итог:

              Чем отличаются друг от друга непроизводные и производные предлоги ?

              Как отличить производный предлог от омонимичной ему части речи?

              Как пишутся наречные предлоги?

 

IX.     Д/З: П.50 Упр. 297(1-4), 298 (1-2) или Упр. 298 (3-4). Творч. задание.

               Составить описание микрорайона,  в котором ты живешь, используя наречные  предлоги: возле, около, позади, рядом (см. таблицу).

               Подготовить связный ответ на вопрос: Как  доказать, что слово является предлогом, а не омонимичной  ему частью речи.

               (Дом. задание дифференцированное).

  X.        Проверочный тест на 3 варианта (варианты состоят из заданий различного уровня сложности).

 

 

Тестовые задания

 

 

В-1

1.                    Укажите производные предлоги:

               а) в, на, над, от, под, с;

               б) благодаря, согласно, вдоль, навстречу.

 

2.                   Какой частью речи является выделенное слово?

             Иду по тропинке в поле вдоль  серых сложенных бревен. (А.Ахматова)

            А. Вдоль – наречие, выполняющее в предложении самостоятельно роль обстоятельства.

            Б. Вдоль – предлог, производный от наречия, так как употреблен с существительным бревен, потерял самостоятельность как синтаксическую, так и лексическую.

 

В-2

1.                     Назовите словосочетания с производными предлогами:

             а) жить при станции;

            б) благодаря обильным дождям;

            в) растет вдоль забора;

            г) прыгать через лужи;

            д) идут впереди отряда.

 

                         2.    Укажите предложения, в которых выделенные слово – предлог:

            А. Стадо потянулось мимо дома.

            Б. Не проходите мимо.

            В. Поперек дороги уложили бревна.

            Г. Впереди шли самые стойкие.

 

 

В-3

1.                  Укажите группу непроизводных предлогов:

          а) благодаря, до, за, перед, вокруг;

          б) согласно, через, навстречу, до, у, путем;

          в) через, перед, без, для, над;

          г) с, у, об, вдоль, при.

 

2.                  В каких предложениях есть наречные прелоги:

         А. Кто-то вторично пробежал мимо меня.

         Б. Он проехал мимо, не заметив нас.

         В. Он проголосовал против.

         Г. Она села против меня тихо и безмолвно.

 

3.                  Укажите предложения, в которых выделенное слово – предлог:

        А. Мы бежали (на)встречу брызгам волн.

        Б. Они отправились (на)встречу с актером.

        В. Машина ехала (на)встречу.