Печать

Тема:   Поэма «Мцыри» М.Ю.Лермонтова как романтическая поэма. Своеобразие поэмы

Образ главного героя.

Цели урока: 

1)      дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя

2)     сделать выводы об особенностях поэмы «Мцыри» как романтического произведения

 ХОД УРОКА

I  Опрос учащихся.

·        Как жил Мцыри в монастыре?

·        Характер и мечты юноши-послушника.

        Комментарий учителя.

       Лермонтов не даёт подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, «служение Богу», выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. Принявший монашеский обет оказывается навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение монаха к жизни запрещалось.

      Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами, «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обречённым на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»). Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив(«Без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетал»), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.

·        Какова цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным? Найдите ответы в тексте.

А) Давным-давно задумал я                                            В) Я мало жил, и жил в плену,

    Взглянуть на дальние поля,                                              Таких две жизни за одну,

    Узнать, прекрасна ли земля,                                           Но только полную тревог,

    Узнать, для воли иль тюрьмы                                        Я променял бы, если б мог.

     На этот свет мы рождены.

Б) Мою пылающую грудь                                                  Г) …Я цель одну

    Прижать с тоской к груди другой,                                   Пройти в родимую страну
   Хоть не знакомой, но родной.                                             Имел в душе.

Делаем вывод:

   Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из «семьи чужой». Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»:

      Про милых близких и  родных,

      Про волю дикую степей,

      Про лёгких, бешеных коней,

     Про битвы чуждые меж скал…

    В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».

II  Работа над образом Мцыри.

     1 Слово учителя.

Поэма М.Ю.Лермонтова – романтическая. Его герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту мысль строчками из исповеди Мцыри.

         Я знал одной лишь думы власть,

          Одну, но пламенную страсть:

         Она, как червь, во мне жила,

         Изгрызла душу и сожгла.

         Она мечты мои звала

        От келий душных и молитв

        В тот чудный мир тревоги битв.

Главная страсть героя – стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далёкой любимой родине.

    2 Работа с текстом.

Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?

         Ответ в 6 главе, половина 9, 10, 11.

 

Делаем вывод:

    Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его и как он говорит о них. Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонной монастырской обстановкой. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.

В романтических произведениях исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах. Перечитайте отрывок из 6 главы. Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж.

( Со слов «Я видел груды тёмных скал» до слов «В снегах, горящих, как алмаз, седой, незыблемый Кавказ».)

     Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична, - «горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока – «груды тёмных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках.

В начале урока говорилось о Мцыри – пленнике, жившем в монастыре. Уже тогда это был сильный, гордый юноша, одержимый «пламенной страстью», - любовью к родине и свободе. Но важно заметить, что тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе, т.к. только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

 На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. Если в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья. Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрываются в битве с барсом. «Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым. Он отказывается от возможного счастья, любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается через лес ради цели «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но в отчаянном порыве Мцыри предстаёт не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергшим жалость и сострадание. Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.

   Какие художественные средства использует поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры.

Гиперболы:       О, я, как брат,

                           Обняться с бурей был бы рад !

                            Глазами тучи я следил,

                           Рукою молнии ловил…

Метафоры:        Я эту страсть во тьме ночной

                             Вскормил слезами и тоской,

                            Я грыз сырую грудь земли…

Сравнения:          Я сам, как зверь, был чужд людей,

                              Полз и прятался, как змей.

                            Развёрнутые сравнения Мцыри с конём и тепличным цветком.

Эпитеты:              Но юность вольная сильна

                                И смерть казалась не страшна.                

III  Особенности Мцыри как романтической поэмы.

Где происходит действие поэмы?

На Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Но герой томится в монастыре.

Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведениях?

Они родственны герою, и зов свободы оказывается непреодолимым, как зов природы – песню о любви ему поёт рыбка, «как брат» он готов обняться с бурей, «как зверь» он чужд людей. И, напротив, природа чужда и враждебна монахам монастыря: Мцыри убегает «…в час ночной, ужасный час, когда гроза пугала вас, когда, столпясь при алтаре, вы ниц лежали не земле».

 

Сюжет поэмы кажется привычным романтизмом – герой ,искатель свободы ,бежит из мира неволи. Мы встретимся с такой ситуацией в «Кавказском пленнике» и «Цыганах» А.С.Пушкина. Но в поэме Лермонтова есть поворот, кардинально изменяющий традиционную ситуацию. Пленник и Алеко рвут связи со своим привычным окружением и уходят в чужой, экзотический мир вольности  (на Кавказ, к цыганам), Мцыри же бежит из чужого, насильственно навязанного ему мира в мир родной, естественный.

Почему поэт, по-вашему, изменяет традиционную ситуацию?

    Лермонтов воплотил в Мцыри страстную мечту героя, гордом, свободном и сильном человеке, противостоящем «постыдно-равнодушным» современникам, для которого «свобода» и «родина» означает одно и то же. Человек должен сам выбрать свой путь – таково кредо поэта.

Почему Лермонтов избрал форму исповеди?

    Она помогает поэту психологически правдоподобно раскрыть внутренний мир Мцыри в системе образов – переживаний. Чтобы понять характер Мцыри, необходимо всё пережить вместе с ним: монастырскую неволю, радость свободы, упоение от боя с барсом, отчаяние от того, что не попал в родную страну; безнадёжность, когда вновь возвращается к своей тюрьме. Исповедь Мцыри занимает почти всё текстовое пространство поэмы (она лишь прерывается краткой авторской справкой) и обращена к определённому персонажу – старому монаху, которого Мцыри называет сначала отчуждённо-враждебно «старик», затем по-христиански – «отец». Точка зрения автора на происходящее не представлена, она исчезает после краткой экспозиции. Старый монах не произносит ни слова в ответ на исповедь Мцыри. Таким образом , читатель видит всё происходящее с героем только его глазами, что способствует характерной для романтического повествования субъективности. Исповедь является важным сюжетообразующим элементом.

Выводы:

       1.Лермонтовский романтизм не был уходом от окружающей его современности, а напротив, означал жажду её изменения и являлся выражением передовых идеалов времени.

      2.Пафосом романтической поэмы «Мцыри» было утверждение необходимости свободы для человека и отрицание рабства и смирения.

     3.В центре поэмы «Мцыри» не законченный индивидуалист, а сильный человек, жаждущий счастья и жизни.

     4.Поэт воспевает не столько самого героя, сколько его идеалы.

     5.И характер героя, и обстановка действия являлись исключительными и в то же время художественно правдивы.

IV  Тест.

1  Эпиграф к поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» взят из:

    А) былин                  В) древнерусских летописей

    Б) Библии                  Г) стихотворения Горация

2  В чём заключается смысл эпиграфа?

    А) восстание против судьбы, против Бога

    Б) раскаяние, бесконечное смирение

   В) защита прав человека на свободу

3  Определите жанр произведения.

   А) баллада                     В) поэма-исповедь

   Б) элегия                         Г) притча

4  Какие рифмы использовал автор в поэме «Мцыри»?

    А) женские рифмы            Б) мужские           В) те и другие

5  К какому литературному направлению можно отнести поэму?

    А) сентиментализм                  В) романтизм

    Б) реализм                                 Г) классицизм

6  Что можно назвать символом свободы в поэме?

   А) степь                                   В) барса

   Б) Кавказ                                  Г) девушку-грузинку

7  Выделите черты реализма в поэме.

   А) бурная, неистовая природа

   Б) гибель героя

   В) герой одинок, не понят миром

   Г) введение сна героя в сюжет поэмы

   Д) мотив борьбы, мятежа

8  Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»?

   А) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе

   Б) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу

   В) природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю

   Г) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета

9  Определите стихотворный размер, использованный Лермонтовым в поэме.

   А) анапест                          В) амфибрахий

   Б) дактиль                           Г) ямб

10  Какой момент в сюжете поэмы является центральным?

   А) побег из монастыря                     В) бой с барсом

   Б) встреча с грузинкой                     Г) гибель Мцыри

11  В исповеди Мцыри звучит:

   А) гнев, негодование                       Г) утверждение своей правоты

   Б) смирение, покаяние                     Д) призыв отказаться от бесполезной борьбы

   В) грусть, размышления

12  Почему местом действия поэмы выбран Кавказ?

   А) проявляется любовь автора к Кавказу

   Б) природа Кавказа сродни натуре главного героя

   В) связь с историей России

   Г) место действия отвечает романтической направленности поэмы

13  В чём заключается основная идея произведения?

   А) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения

   Б) тоска по воле

   В) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти

   Г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма

V  Итог урока, домашнее задание.

     Подготовиться к сочинению-отзыву по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Категория: 7-8 классы (литература)
Просмотров: 601