Древнерусская литература – это гигантское скопище  произведений, написанных в XI-XVII вв. Те памятники, которые мы объединяем в древнерусскую литературу, на самом деле созданы разными народами, хотя и родственными. Литературой нашего века нельзя загородить, а тем более подменить прошлое. Прожитые века дополняют друг друга. Они живы тем, что удивительно различны, что возвышают нас над обыденностью. Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного. Д.С. Лихачев писал: «Древняя Русь, в традиционном смысле этого слова, обнимающая страну и ее историю с X по XVII в., обладала великой культурой. Эта культура,  непосредственная предшественница новой русской культуры XVIII-XX вв., имела все же и некоторые собственные,  характерные только для нее явления». (Лихачев Д.С. «Избранное: Великое наследие»). 

 

 

Выдающиеся художественно-исторические памятники древней литературы

 

Литература Киевской Руси (10-12 вв.)

 

Русские летописи. «Повесть временных лет»

 

«Поучение Владимира Мономаха»

 

«Житие Бориса и Глеба»

 

«Житие Феодосия Печерского»

 

«Киево-Печерский патерик»

 

Литература периода феодальной раздробленности и становления Московской Руси ( 13-первая половина15 вв.)

 

«Слово о полку Игореве»

 

«Слово Даниила Заточника»

 

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

 

«Слово о погибели Русской земли»

 

«Житие Александра Невского»

 

Повести о Куликовской битве

 

«Сказание о Мамаевом побоище»

 

«Задонщина»

 

«Житие Сергия Радонежского»

 

Литература периода укрепления русского централизованного государства (вторая половина 15 – 17 вв.)

 

«Хождение за три моря» Афанасия Никитина

 

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

 

«Житие протопопа Аввакума»

 

«Повесть о Тверском Отроче монастыре»

 

Сатирические повести XVII века

 

«Повесть о Горе-Злочастии»

 

Тема: «Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха».

 

Цель - первоначальное знакомство с текстом «Поучения».

 

Все вопросы и задания направлены на то, чтобы «Поучение» предстало перед учащимися как образец литературной деятельности одного из лучших  людей своего времени, чтобы дети увидели, какие понятия, чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни.

 

 

 

Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные. Мы стараемся понять еѐ ясно и просто… мы изучаем еѐ в живой связи с действительностью, с нашим настоящим и нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего прошедшего, как опять – таки думают иные.

 

И.С.Тургенев

 

Знание классических произведений, умение ценить их достоинства, чувствовать их внутреннюю красоту и совершенство – обязательное условие образованности…

 

Д. С.Лихачѐв

 

Литература Древней Руси – одна из самых древних литератур Европы.

 

 

 

- Сколько веков занимает древнерусская литература?

 

(7 веков из прошлого тысячелетия принадлежит древнерусской литературе).

 

 

 

- Какие ассоциации связаны у вас со словом «древний»?

 

(Премудрости древнерусской литературы нам необходимо постигать, и в этом учебном году нам такая возможность предоставляется).

 

 

 

В развитии древнерусской литературы можно выделить 3 периода:

 

1. Эпоха Киевской Руси (10 -12 вв.).

 

2. Эпоха феодальной раздробленности и становления Московской

 

Руси (13 – первая половина 15 в).

 

3. Эпоха централизованного государства (вторая половина 15 – 17 вв.).

 

На уроке мы поведѐм разговор о возникновении древнерусской литературы, т.е., о первом периоде древнерусской литературы, но вначале интеллектуальная разминка (назовите слово, учитывая его лексическое значение):

 

 

 

1. Кого на Руси называли оратаем? (пахарь)

 

2. Комната монаха в монастыре? (келья)

 

3. Первая книга христианского мира? (Евангелие)

 

4. Бог грома и молнии у древних славян? (Перун)

 

5. Сборщики податей в Древней Руси? (мытари)

 

6. Судьи низшего ранга, а также приказчики и управители разного

 

рода? (тиуны)

 

7. Старинная рукопись, документ (хартия, свиток)

 

8. Торжественное обещание, обязательство в древней Руси? (обет)

 

9. Боевой топорик с длинной рукоятью? (секира)

 

10. Похоронный обряд у древних славян? (тризна)

 

11. Как называли законных царей? (Помазанники Божие)

 

 

 

Обратимся к первому периоду древнерусской литературы.

 

- Что способствовало развитию древнерусской литературы?

 

(Появление еѐ было подготовлено развитием языка, устного народного творчества, существовали разножанровые устнопоэтические формы – обрядовая поэзия, героические сказания, сказки, пословицы, большое значение имели культурные связи с Византией и Болгарией).

 

Говоря о древнерусской литературе, нельзя не сказать о Д.С.Лихачѐве.

 

-Почему?

 

(Д.С. Лихачѐв в труде «Великое наследие» писал, что литература создаѐт свой мир, воплощающий мир представлений современного ей общества).

 

-Каково же было восприятие человека Древней Руси?

 

«Чувство значительности происходящего, значительности истории человеческого бытия не покидало древнерусского человека ни в жизни, ни в искусстве, ни в литературе.

 

Человек, живя в мире, помнил о мире в целом как огромном единстве, ощущал своѐ место в этом мире. Его дом располагался красным углом на восток. По смерти его клали в могилу головой на запад, чтобы лицом он встречал солнце. Его церкви были обращены алтарями навстречу возникающему дню. В храме росписи напоминали ему о событиях Ветхого и Нового заветов, собирали вокруг него мир святости: святых воинов внизу, мучеников повыше; в куполе изображалась сцена вознесения Христа. На парусах сводов, поддерживающих купол, - евангелисты. Церковь была микромиром, и вместе с тем она была макрочеловеком. У неѐ была глава, под главой шея барабана, плечи. Окна были очами храма (об этом свидетельствует сама этимология слова «окно»). Над окнами были «бровки» Большой мир и малый, Вселенная и человек! Всѐ взаимосвязано, всѐ значительно, всѐ напоминает человеку о смысле его существования, о величии мира и значительности в нѐм судьбы человека».

 

В многовековой литературе Древней Руси есть своя классика, есть произведения, которые с полным правом можем назвать классическими.

 

 

 

- Обратимся к эпиграфу (слова Д.С. Лихачѐва).

 

Одно из классических произведений древнерусской литературы – «Поучение» Владимира Мономаха.

 

-Чем прославился Владимир Мономах?

 

(Сообщения учащихся о Владимире Мономахе).

 

 

 

Итак, Владимир Мономах был не только мудрым государственным деятелем, но и писателем.

 

- О чѐм вам может рассказать имя автора «Поучения»? (Владимир – владелец мира, корень – мир - показывает принадлежность к знатному роду, Мономах в переводе с греч. мономахос – единоборец.

 

 

 

- Почему его так называли?

 

(Он с ранней молодости стоял на страже русской земли: постоянно бился за неѐ с половцами и всеми силами старался поддержать мир между враждовавшими князьями. Он не раз созывал князей на съезды и уговаривал их прекратить междоусобные распри, не тратить сил понапрасну. Великим киевским князем он стал в возрасте 60 лет).

 

Вот о чѐм вспоминает старый монах: «Греческий царь снял со своей шеи крест, сделанный из того дерева, на котором был распят Христос, с главы – царский венец и велел принести сердоликовую чашу, из которой пил .веселясь на пирах, кесарь Август. Царь снял также ожерелье, кованное из

 

аравийского золота. И в знак уважения велел митрополиту отвезти все дары великому русскому князю. Наречь его Мономахом и царѐм всея Руси».

 

 

 

-О чѐм свидетельствует запись старого монаха?

 

Поучение – один из жанров древнерусской литературы.

 

Работа со словом «поучение». Поучение = побуждение к учению.

 

 

 

Словарная работа по тексту «Поучения»:

 

Я, худой… – о чѐм здесь идѐт речь – об особенностях телосложения («стройный») или о нравственной самооценке? Можно ли это определить вне контекста «Поучения»?

 

Слушал эту грамотку… – излишняя ли буква «к» в последнем слове?

 

Отличается ли оно от слова «грамота» по смыслу?

 

Милостыню подавайте нескудную… – отличается ли определение «нескудную» от синонимичных ему «щедрую», «богатую»? Каково происхождение старинного слова?

 

Безлепицу молвил… – что нужно заменить - приставку или суффикс, - чтобы получилась современная форма первого слова?

 

Послы от братьев моих… – равнозначно ли современному слово «послы» в этом контексте? Какое значение первично?

 

Волость – какое понятие прижилось в языке вместо первого?

 

Крестоцелование преступить… – о чѐм здесь идѐт речь? Какой православный обряд лежит в основе этой метафоры?

 

Кроткие – состоит ли в родстве с «короткими»? Как это узнать?

 

Замысляет грешный против праведного… – как перевести это выражение на современный язык?

 

Убогого – в чѐм смысл этого понятия? Почему оно состоит в родстве со словом «Бог»? Связано ли генетически со словом «богатый»?

 

Заклать правых сердцем …– состоят ли в родстве глаголы «заклать» и «заколоть»?

 

Когда восстали люди… – можно ли отождествить это выражение из «Поучения» с таким, например, выражением: «Декабристы восстали против самодержавия»? Определите первичный смысл этого понятия по составу слова.

 

От мужа крови… – можно ли определить смысл этого выражения по контексту? Кого так называли – убийцу или «кровника» (родственную кровь)?

 

Не свирепствовать ни словом, не хулить в беседе…- от каких слов образованы глаголы и какова их семантика?

 

Быть благочистию свершителем – из каких двух слов образовано слово «благочестие»?

 

От Бога на воздаяние пусть надеется… - что означало понятие «воздаяние»? Определите смысл слова по составу.

 

Вдовицу – чем отличается от «вдовы»? Какой смысл придаѐт суффикс – ц-?

 

Царствия небесного не лишиться…- о чѐм здесь идѐт речь? Отличается ли понятие «царствие» от слова «царство»?

 

Затворничеством – какому из слов - творчество, творение, затворы – родственно это понятие?

 

Господи, твоим промыслом! – каков контекстуальный смысл последнего слова? С чем связан – с мыслью или добычей («охотничий промысел»)?

 

Блудницу – кого так называли? В чѐм значение корня?

 

Сторожей сами наряживайте…- что здесь имеется в виду – одеяние сторожей или нечто, к одежде относящееся?

 

Все добрые мужи совершенные… – в каком значении выступает слово «мужи» и в чѐм смысл его характеристики?

 

- Каков характер «Поучения»?

 

- Профессиональный или нравственный?

 

-Кому адресовано «Поучение»?

 

(Адресат - Олегу Черниговскому, детям, потомкам, историческим лицам).

 

 

 

Первый издатель «Поучения А.И. Мусин–Пушкин (1744 -1817) – граф, русский историк, археограф, член российской академии назвал «Поучение «ДУХОВНОЙ», т. е. завещанием.

 

- Подтвердите сказанное обращением к тексту.

 

Работа со словом «адресант».

 

 

 

Какова личность Мономаха? Чем он отличается?

 

- отличается образованностью (найти доказательства в тексте);

 

- отличается нравственностью (найти доказательства в тексте);

 

- имеет богатый жизненный опыт (найти доказательства в тексте);

 

- социальный статус (найти доказательства в тексте);

 

Так что же мы узнаѐм об авторе «Поучения»?

 

- Есть ли в тексте прямое указание на возраст пишущего?

 

- Что свидетельствует о начитанности, образованности Мономаха?

 

(Воспитывался на священном Писании, святоотеческой и житийной литературе, это отразилось в « Поучении». Псалтырь всегда брал собой в дорогу).

 

- В какой именно момент Владимир Мономах берѐтся за «Псалтырь»?

 

(К этому времени в древней письменности было уже немало «Поучений». В сборнике Святослава 1076 года содержалось два «Поучения» детям, вероятно, известные Мономаху. Они послужили для него образцом.

 

Мономах обращается к детям, чтобы они воспринимали «Поучение» всем сердцем и устремились «только на добрые дела», он отказывается от участия в войне против Ростиславичей, переживает княжеские распри, в утешение берѐтся за Псалтырь (41 псалом).

 

 

 

Обзор книг на старославянском языке (рассказ учителя на основе

 

домашней коллекции книг).

 

- Какой характер внушаемой Владимиром Мономахом добродетели?

 

- Созерцательный или действенный?

 

(Действенный – «трудиться, не лениться, выполнять три важных дела:

 

«покаяние, слѐзы, молитва»).

 

- Владимир Мономах – верующий человек? Он истинный христианин?

 

(В основе добродетели Владимира Мономаха – огромный опыт христианской жизни. Христианская любовь не позволяет никого предавать смертной казни. Владимир Мономах убеждает посещать больных, провожать на кладбище, не забывать говорить приветливые слова. Он внушает гостеприимство, убеждает в том, что нужно постоянно учиться.

 

Говоря о себе, Мономах не хвалится, во всѐм видит промысел Божий).

 

Д.С. Лихачев подчѐркивал лирическое начало «Поучения».

 

(Лиричность – душевные переживания, они проявляются в тот момент, когда Владимир Мономах размышляет о человеке, о разнообразии человеческих лиц).

 

- О чѐм это свидетельствует?

 

- Какой назидательный пример, по его мнению, подаѐт устройство мироздания? (Бог – начало всех начал, постоянное обращение к Богу).

 

Мономах – натура сильная, закалѐнная, но и поэтическая. Натура богатая, духовно одарѐнная (цитирование, выводы).

 

- Чему учит личный пример Владимира Мономаха?

 

- Для чего он перечисляет многочисленные «пути» и «ловы»?

 

Прошло более восьми с половиной веков после написания «Поучения».

 

- Можно ли его назвать путеводителем по жизни?

 

Обращение к словам И.С. Тургенева…

 

-За что мы прославляем Владимира Мономаха? (Выводы, которые делают учащиеся).

 

 

 

Домашнее задание на усмотрение учителя.

 

После чтения и обсуждения «Поучения» Владимира Мономаха

 

Дети пишут  творческие работы.