Дидактическая цель: систематизация и обобщение изученного

     Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

     Триединые цели: 1. определить тему и идею поэмы; 2. углубить представление учащихся о личности М.Ю.Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме.

     Методы: аналитическая беседа, выразительное чтение, частично-поисковый, исследовательский.

     Формы организации познавательной деятельности (фронтальная, коллективная, индивидуальная, творческая работа)

    Средства работы: портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции картин  с изображением  Кавказа,    иллюстрации учащихся.

II.  Организационный момент.

III. Вступительное слово учителя.

Тема нашего урока «Тема и идея поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». И мы сегодня на уроке попытаемся через содержание поэмы, характер главного героя определить тему и то, к чему призывает в своей поэме автор (запись в тетрадях даты и темы урока)

   Домашним заданием для вас было следующее: доказать, что поэма «Мцыри» романтическая поэма и просила вас нарисовать иллюстрации к поэме.

IV. Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания.

    Об основных признаках романтизма мы говорили с вами на прошлом уроке. Вспоминаем и подтверждаем эти признаки содержанием поэмы.

Аналитическая беседа:

   - Назовите первый признак романтического произведения (романтические герои – это странники, скитальцы, изгнанники)

   - Против чего бунтует Мцыри?

  - Назовите второй признак романтического произведения (необычная обстановка, лоно природы)

   - Где происходят события поэмы?

   - Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж (работаем с учебниками, находим гл. 6, с. 118)

   - Какие средства выразительности использовал поэт в описании Кавказа? Находим их в тексте (эпитеты, сравнения, метафоры)

Учитель: Этот пейзаж можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична.

- Чем привлекал Лермонтова Кавказ? Ведь действия поэмы тоже происходят на Кавказе. Вспомните, что связано у Лермонтова с Кавказом?

Учитель: Обратите внимание на репродукции картин с изображением Кавказа.

 - Одним из признаков романтического произведения является романтическая любовь героев, сильные чувства. Где в поэме прослеживается это чувство, к кому?

Находим строчки о  девушке, которая понравилась Мцыри (гл.13, с. 123)

- Кто помнит значение слова «чадра»?

Учитель: Красива и стройна девушка-грузинка, описанная Лермонтовым в поэме. И встреча эта была для Мцыри лишь мечтой.

- Каков следующий признак романтического произведения (единство человека с природой) Обращаемся к главе 8, с.120. Читаем отрывок.

Учитель: Итак, мы доказали с вами, что поэма «Мцыри» - романтическое произведение. Мы отметили главное: 1) романтический герой; 2) романтический сюжет; 3) романтический пейзаж.

V. Первичное усвоение знаний.

Учитель: Тема сегодняшнего урока «Тема и идея поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Давайте исследуем образ главного героя поэмы, его характер. Мцыри – в переводе с грузинского – юноша, живущий в монастыре, но еще не ставший монахом.

- Почему же он бежит из монастыря?

- Какие качества проявляются в его поступке? (побег из монастыря)

- Расскажите, что вспоминает герой о своем родном доме? Почему он так стремится на родину?

- Прочитайте отрывок (воспоминания Мцыри о родном ауле, гл.7 с. 119)

- Какие нравственные качества проявлены героем в этом эпизоде?

- Какие пословицы уместно здесь вспомнить?

- А теперь вспомним встречу с барсом. Какие качества проявил Мцыри в поединке с ним? Находим строчки, читаем выразительно (гл. 17,18 с. 127)

- Какое благородное качество проявил при схватке с барсом Мцыри?

Учитель: Это уважение к своему сопернику-врагу. Еще раз найдите эти три строчки в поэме.

Учитель: Поэт постоянно подчеркивает, что герой чужой среди людей, по крайней мере среди тех, с кем он вынужден жить. Но в мире дикой природы он чувствует себя своим. Проблуждав три дня на свободе, Мцыри погибает не только от смертельных ран после схватки с барсом.

- Почему гибнет Мцыри?

- Жалеет ли Мцыри о проведенных 3 днях на свободе? (находим строки поэмы, гл. 3, с. 116)

- Какова же основная проблема поэмы? (запись в тетрадях) (проблема свободы)

Учитель: Такая же пламенная страсть к свободе, борьбе жила в душе каждого честного свободолюбивого человека в царской России (о времени, в котором жил Лермонтов, политической обстановке мы с вами говорили на уроках)

   Мысли, настроения, мечты Мцыри – это мысли, настроения, мечты всех передовых честных людей того времени. Поэтому так зачитывались они  этой поэмой, так волновала она их.

    Поэма «Мцыри» прежде чем была написана, годы жила в душе поэта. В нее вложил он самые заветные свои чувства, много раз пережитые, самые яркие свои мысли.

- Почему образ Мцыри был так близок Лермонтову? В чем похожесть судьбы Мцыри и Лермонтова?

- О чем же поэма? (ответы учащихся)

Запись в тетрадях (Тема поэмы «Мцыри» - бегство из неволи)

- Какова идея поэмы? Что прославляет автор? (запись в тетради). Поэма прославляет верность Родине, борьбу сильной личности за свободу даже в трагических условиях поражения.

Учитель: А сейчас мы рассмотрим ваши иллюстрации к поэме (учащиеся выходят и комментируют свои рисунки)

VI. Задание творческого характера

- Напишите мини-сочинение (несколько строк)  «Читая поэму Лермонтова «Мцыри», …(ваши мысли, ассоциации, желания…

VII. Рефлексия

1. Домашнее задание: Подготовить сообщения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя

2. Оценки