Древнерусская литература – это гигантское скопище  произведений, написанных в XI-XVII вв. Те памятники, которые мы объединяем в древнерусскую литературу, на самом деле созданы разными народами, хотя и родственными. Литературой нашего века нельзя загородить, а тем более подменить прошлое. Прожитые века дополняют друг друга. Они живы тем, что удивительно различны, что возвышают нас над обыденностью. Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного. Д.С. Лихачев писал: «Древняя Русь, в традиционном смысле этого слова, обнимающая страну и ее историю с X по XVII в., обладала великой культурой. Эта культура,  непосредственная предшественница новой русской культуры XVIII-XX вв., имела все же и некоторые собственные,  характерные только для нее явления». (Лихачев Д.С. «Избранное: Великое наследие»). 

     Дидактическая цель: систематизация и обобщение изученного

     Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

     Триединые цели: 1. определить тему и идею поэмы; 2. углубить представление учащихся о личности М.Ю.Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме.

     Методы: аналитическая беседа, выразительное чтение, частично-поисковый, исследовательский.

     Формы организации познавательной деятельности (фронтальная, коллективная, индивидуальная, творческая работа)

    Средства работы: портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции картин  с изображением  Кавказа,    иллюстрации учащихся.

Дидактические материалы

 

Цели:                                                                                                                                                                   

1. Совершенствовать умения:

  • проводить исследовательскую работу;
  • определять в поэтическом тексте роль изобразительно-выразительных средств языка;
  • анализировать произведение в единстве формы и содержания.

2. Формировать коммуникативные навыки через работу в группе, создавать комфортную среду для реализации возможностей и способностей личности и ситуацию успеха.

3. В атмосфере сотрудничества предоставить условия для эстетического развития учащихся, закрепить способность получать эстетическое наслаждение при общении с произведением искусства.

Дидактические материалы

 

Тема:   Поэма «Мцыри» М.Ю.Лермонтова как романтическая поэма. Своеобразие поэмы

Образ главного героя.

Цели урока: 

1)      дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя

2)     сделать выводы об особенностях поэмы «Мцыри» как романтического произведения