Мир реального и мир фантастического в повести Н.В. Гоголя

«Ночь перед Рождеством»

Гоголь

Великий, русский,

Открывает, захватывает, высмеивает.

Великий исследователь души

человечества

Порыв.  

(синквейн)

Губайдуллин Марат 6в         

Цели и задачи урока:

1. Рассмотреть понятия «реальность» и «фантастика» в творчестве Н.В .Гоголя  на примере повести «Ночь перед Рождеством». Сделать вывод об особенностях художественного мира писателя.

 

2.Научить ребят проводить самостоятельное исследование текста, познакомить их со структурой научной работы, методами анализа.

3.Прививать любовь к чтению произведений Н.В.Гоголя.

Ход урока

    Ребята, у нас  с вами сегодня есть уникальная возможность на некоторое время стать настоящими учеными и провести самостоятельное исследование по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». А предмет нашего исследования будет такой: реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Чтобы провести эту работу у нас с вами есть все: во-первых, есть предмет изучения – текст повести, во-вторых, наш кабинет –  наша научная  лаборатория, в-третьих, мы – научные сотрудники, а в –четвертых, у нас есть ученый совет – это гости, которые присутствуют на нашем уроке. Они получают возможность не только наблюдать за нашей работой, но и  оценить результаты нашего научного исследования.

 I.   Итак, начнем нашу работу.

-  Знаете ли вы с чего начинается любое исследование? Сначала ученый определяет цель своей работы. Посмотрите на тему урока. Что мы должны сделать?

 ( Определить, что в повести Гоголя реально, а что фантастично). Кроме этого, в процессе мы рассмотрим особенности художественного мира писателя.

-  А как мы можем это сделать? С помощью чего?  ( Подумаем, что можно отнести к миру реальному, а что к фантастическому, т.е. мы будем анализировать текст: сопоставим понятия, эпизоды, героев). Таким образом, мы уже определили методы своей работы.

-  Теперь нам надо с вами решить актуально ли будет наше исследование, т.е. является ли оно важным для вас сейчас и будет ли оно полезным для вас и других людей в будущем? (ответы детей)

-  Еще раз взглянем на тему урока и определим, смысл каких слов нам необходимо выяснить. Как вы думаете, что такое реальность? (То, что действительно существует не в воображении). А что, по-вашему, означает слово фантастика? ( То, что основано на воображении, вымысле, что-то причудливое, волшебное, невероятное).

-  Итак, мы выяснили основной смысл наших понятий. А теперь давайте перенесемся в мир повести «Ночь перед рождеством».

-  Вспомните, где происходит действие повести? (в Диканьке). Т.е. указано конкретное место событий.

- Когда происходит действие? ( В ночь перед Рождеством, а именно 24 декабря по старому стилю). То есть, можно определить и конкретное время событий.

-  А что такое Рождество? ( Христианский праздник, день рождения Иисуса Христа).

-  А что такое праздник? ( Это всегда радость, веселье и чудеса).

- В этой повести чудеса происходят ночью? Как вы думаете, почему? (Это самое загадочное время суток. Именно в эту, последнюю, ночь перед Рождеством нечистые силы пытаются сделать как можно больше  зла людям, хотят, чтобы Рождество не наступило).

- Какие чудеса происходят этой ночью? (Черт украл месяц, ведьма летает на метле. Чуб, Дьяк, Г олова оказались в мешках. Вакула ходил к Пацюку и летал в Петербург на черте за черевичками для Оксаны).

- Можем ли мы  сделать первый вывод из нашего исследования? (запись в тетрадь)  (Место и время действия повести – реальны или возможны, а события, которые происходят – фантастичны).

II. – Теперь давайте вспомним, кто участвовал в этих событиях? Каких героев мы относим к реальным, а какие к фантастическим? По каким признакам мы можем определить, какие герои реальны, а какие - фантастичны? Запишем свои наблюдения в  таблицу:

Реальные герои

Фантастические герои

Вакула, Оксана, Чуб, Голова, Дьяк, Кум, Ткач, кумова жена, дивчины и парубки

Черт, Солоха (заодно с Чертом), Пацюк (сродни Черту)

 

- Ну а теперь, чтобы рассмотреть наших героев подробнее, нам необходимо с ними встретиться. Вы, выполняя домашнюю работу, должны были подготовить ряд вопросов к персонажам повести. Давайте проведем небольшую пресс-конференцию с волшебными персонажами, станем на время корреспондентами, зададим интересующие нас вопросы, а герои ответят нам.

(Солоха, Черт, Пацюк садятся перед классом и отвечают на вопросы. Выясняем следующую информацию: внешность, предысторию, место обитания, занятия, отношения с людьми).

 - Давайте попытаемся сформулировать следующий (II) вывод из нашего   исследования. (запись в тетрадь) (Фантастические герои живут среди обыкновенных, люди их не боятся).

III. - Теперь нам необходимо подробнее рассмотреть те события, в которых участвуют фантастические герои. Для этого мы проанализируем самые яркие эпизоды по этому плану:

1.Что необычно, неожиданно в этом отрывке?

2.Кто участвует в событии?

3. Как реагируют обыкновенные герои на поступки фантастических?

- Разделимся на группы:

1группа – Черт ворует месяц

2 группа – Пацюк ест вареники

3 группа  - Полет Вакулы в Петербург

 ( Дети отвечают и пытаются сделать общие выводы).

- Итак, давайте попытаемся сформулировать  третий вывод нашего исследования: фантастическое событие  представлено Гоголем как обыкновенное. Т.е. границы между реальным и фантастическим размыты.     (записать в тетрадь).

- Ребята, а что еще нам помогает приблизить фантастическое  в повести к реальному?    ( Язык рассказчика). Действительно, язык Рудого Панька (рассказчика) прост, понятен и невозмутим. Поэтому то, что кажется необычным, объясняется героями как обычное дело. Скажите, а почему нам становится вдруг смешно во время чтения? (Юмор тоже помогает представить чудесные события как обыкновенные. Когда мы смеёмся, нам не страшно).

- На мой взгляд, произведения Николая Гоголя можно назвать снами о реальном, в которых сон и явь так тесно и так органично переплетены, что трудно понять, где кончается одно и начинается другое. Но, подобно образам из реального мира, гоголевские «сны» не проходят мимо нашего сознания, оставляя в нём неизгладимый след и заставляя задумываться над ними снова и снова.

 - Почему по прошествии столетий мысли классиков остаются злободневными (современными) ? Ответ, наверное, прост. Природа людская остаётся неизменной во все времена. На смену телеге пришёл автомобиль, появились мобильные телефоны и Интернет, а сущность человека остаётся прежней. Нам свойственно любить и ненавидеть, завидовать, преклоняться перед власть имущими.

- Мы продолжим с вами работу по произведениям Н.В.Гоголя. Эта прекрасная дорога в книгу,  я надеюсь, будет продолжаться всю вашу жизнь.

Домашнее задание: образы Н.В.Гоголя всегда современны и интересны, попытайтесь вспомнить произведения других авторов и провести параллели с сюжетами и героями из повести «Ночь перед Рождеством».

 - А теперь обратимся к ученому совету. – Уважаемые представители ученого совета, скажите, была ли работа младших научных сотрудников сегодня действительно научной? Как вы оцениваете наш научный проект?

Пример домашней работы.

- Ребята, а как вы думаете, можно ли провести параллели в описании героев с произведениями других авторов? Послушайте пожалуйста, небольшие отрывки, которые приготовили ребята и попробуйте определить, кого из героев повести они вам напоминают:

На девичник собираясь,

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним:

- Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкин. Напоминает Оксану в начале повести, которая, подобно царице, любила любоваться перед зеркалом).

А в Большой Реке

Крокодил лежит,

И в зубах его

Не огонь горит –

Солнце красное,

Солнце украденое.

…Но бессовестный смеётся,

Так, что дерево трясется:

-Если только захочу

И луну я проглочу!

(К.И.Чуковский «Украденное солнце». В повести луну украл Черт).

А Балда над морем опять шумит

Да чертям веревкой грозит.

Вылез опять бесёнок:

-Что хлопочешь?

Будет тебе оброк, коли хочешь.

…- Нет, говорит Балда, -

Теперь моя череда,

Условия сам назначу,

Задам тебе, вражонок, задачу.

Посмотрим, какая у тебя сила.

(А.С.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде. А какую задачу черту задал кузнец Вакула в повести Гоголя Н.В.»)

Робин – Бобин кое-как

Подкрепился натощак:

Съел теленка утром рано,

Двух овечек и барана,

Съел корову целиком

И прилавок с мясником,

Сотню жаворонков  в тесте

И коня с телегой вместе,

Пять церквей и колоколен, -

И еще и недоволен!

(С.Я.Маршак «Робин-Бобин». Как звали героя Гоголя, который обладал хорошим аппетитом? – Пацюк «…ел за шестерых косарей и выпивал  за одним разом почти по целому ведру…»)

-Значит образы, созданные Гоголем всегда современны и интересны.