Об УМК по русскому языку авторов С.И. Львовой, В.В. Львова.

(из сборника статей учителей МОУ Лицей "Содружество", 2008г., г. Уфа)

     Любимый фильм, любимая книга, любимая работа, а часто ли вы произносите - любимый учебник?  

     Коллеги! Возьмите в руки учебники «Русский язык» для 5-9 классов С.И. Львовой и В. В. Львова, откройте и пролистайте эти книги, и вам сразу же захочется показать их своим ученикам.

Современный, яркий, добрый и умный учебник! Он интересен не только своей полиграфией, но и инновационной авторской мыслью, поистине русским содержанием и ярко проявленной развивающей методикой.
Многое в содержании этих учебников покоряет: целенаправленная работа над всеми видами речевой деятельности, текстоориентированный подход, особая система морфемно-орфографической работы, удивительные педагогические находки и направленность на развитие творческих способностей учащихся.

      Учителю преподавать по нему необыкновенно удобно и комфортно. Сколько лет работаю в школе – впервые встретила настолько продуманные, грамотные учебники, написанные действительно с любовью к детям и с заботой об учителе. Это учебники будущего, и они созданы именно для ребёнка – с душой, с любовью, с глубоким пониманием всех его особенностей и в то же время с пониманием наших, учительских проблем.

     Работать по ним – огромное удовольствие. Никогда ещё не получала такой отдачи от ребят – и результативно, и эмоционально. В учебниках глубоко продумано всё: и развитие речи, и обучение правописанию, грамматике. Очень необычно, совсем по-новому дан словообразовательный материал. Мои ученики очень любят морфемный разбор и поморфемное письмо, абсолютно свободно им владеют. Но особо хочется сказать о работе над сочинениями по картине. Авторы учебника, предлагая произведение живописи для такого сочинения, не оставляют учеников один на один с чистым листом: в учебнике дан разнообразный материал, являющийся ориентиром в работе.

    Но обо всем по порядку.

— В учебнике представлены следующие разделы: фонетика, орфоэпия, морфемика, лексикология, синтаксис, морфология, пунктуация. Стоит сказать, что С.И. Львова выделят текстоведение, культуру речи и орфографию в самостоятельный раздел. Авторы многих учебников не выделяют орфографию в самостоятельный раздел. Отсутствие системности в орфографии рождает непонимание учащимися её места в языке, поэтому выделение этого раздела в самостоятельный является несомненным плюсом.  В учебнике есть специальные параграфы по культуре речи внутри разделов, дополнительные задания, материал по речевому этикету, словарь «Говори правильно».

  Текстоведение — также отдельный раздел. Основные умения, которые должны быть выработаны при изучении этого раздела — это умение проводить смысловой анализ текста, правильно и полно определять тему и основную мысль, уметь создавать тексты разных типов, уместно употреблять соответствующие языковые средства, редактировать тексты. Материал в учебнике даётся порционно. Например, в начале года пятиклассники знакомятся с разделом «Лексикология». Им предлагается познакомиться с тематическими группами слов, со способами объяснения лексического значения. В третьем триместре  ребята вновь возвращаются к этому разделу, вводится понятия многозначных, устаревших, исконно русских слов и так далее.

Также стоит отметить, что темы в этом комплекте смещены. Уже в шестом классе ребята изучают причастие, деепричастие. В пятом классе даются основные способы словообразования: приставочный, суффиксальный, сложение и так далее. Любая страница учебника — знакомство с окружающим миром, речевой деятельностью в самых разнообразных проявлениях. Цветные репродукции, фотоколлажи, фотографии –— всё это тщательно продуманная методическая система, которая обеспечивает речевую направленность курса. При таком подходе уроки русского языка становятся не просто уроками правописания и грамматики, а уроками, на которых ребёнок учится думать. У школьников формируется уважительное отношение к речи, он осознает её как мысль, способ выражения своих суждений. Очень много внимания уделяется вопросам этимологии. Это особенно актуально, поскольку в олимпиадных заданиях и в заданиях ЕГЭ обязательно есть вопросы, касающиеся истории языка. Перед теоретическим материалом даются вопросы, которые способствуют развитию критического мышления.

     В УМК осуществляется системно – деятельностный подход в обучении.

        Как же системно-деятельностный подход помогает ученикам воспринять язык как систему? Учебник помогает показать это на разных уровнях: на уровне основных единиц языка, на уровне разделов лингвистики, на уровне подразделов (т.е. каждый раздел в свою очередь делится на подразделы) и на уровне узкой темы.
          В учебнике каждого класса проводится мысль, что лингвистика как наука о языке делится на разделы, тесно связанные друг с другом предметом изучения – единицами языка. Основной единицей языка является слово, рассматриваемое с разных позиций. С позиции звучания слово изучается в фонетике, произношения и ударения – в орфоэпии, изображения на письме – в графике, с точки зрения правописания – в орфографии, с точки зрения состава – в морфемике, образования – в словообразовании, его лексическое значение изучает лексика, грамматическое значение и в качестве части речи его рассматривает морфология, в качестве члена предложения и составляющей словосочетания – синтаксис. В речевой практике важно учитывать правильное употребление слова – этим занимается культура речи. В потоке речи слова в составе предложений, связанных смыслом и грамматически представляют собой текст – предмет изучения текстоведения. Таким образом, делясь на более мелкие единицы языка (звуки, морфемы) или соединяясь в более крупные (словосочетания, предложения) слово остается основной единицей языка, на ней и держится вся языковая система. Анализируя слово, мы проводим все виды разбора: фонетический, орфоэпический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический. Эта мысль проводится уже  в 5 классе при изучении основных единиц языка: звук, морфема, слово, предложение: в разделе «Морфемика» упражнением 91 предлагается задание: Установите, сколько звуков, букв, слогов и морфем в указанных словах.

Образец: придорожных
[придарожных] – 11 звуков
придорожных – 11 букв
при-до-рож-ных – 4 слога
при-дорож-н-ых – 4 морфемы


      В 6 классе это повторяется в конце года, а в 8 классе тема «Слово как основная единица языка» изучается в отдельном параграфе в самом начале года. В упражнении 9 учащиеся выполняют по заданию учебника все виды разборов на одном слове (поёшь, дождь, повсюду).
     Автор учебника С.И. Львова постоянно подчеркивает внутренние связи между разделами лингвистики: в 5 классе говорится о том, что между собой связаны графика, орфография, пунктуация, т.к. изучают особенности письменной речи (§ 5), фонетика и орфоэпия – изучают произношение; фонетика, орфоэпия, графика и орфография – соотношения звучания слова и его написания. Здесь особенно показательным будет пример выполнения упражнения 81 (5 класс). В таблицу записываются слова с буквами е, ё, ю, я, обозначающими один или два звука, в зависимости от позиции: есть, треск, язык, тополя, юный, поют, ёрзать, несёт, объявление, ёжики, вьюжный, помятый и т.д. Мы с учениками при этом прописываем звуки, соответствующие буквам е, ё, ю, я, объясняем разницу в произношении и правописании, подбираем проверочные слова.
     Разделы морфемика, словообразование, лексика, этимология связаны через смысловой анализ слова (§ 9): лексическое значение слова составляется из значения корня приставки и суффикса, параллельно анализируем способ образования или этимологию. Упражнение 108 (5 класс) предлагает следующее задание: 1. Спишите скороговорки, выделяя корни в однокоренных словах. Докажите, что родственные слова имеют общность в лексическом значении. 2. Определите, какие звуки повторяются в каждой скороговорке. Выберите одну из них и научитесь произносить ее быстро и внятно. Даны Скороговорки: Ткет ткач ткани на ткацком станке Тани. Прилунился лунолёт,  в лунолете – луноход и др. Получается, что параллельно и фонетику повторили и произношением занялись.
      В 7 классе при изучении глагола и его форм неразрывно связаны морфология, синтаксис и пунктуация особенно при изучении причастных и деепричастных оборотов, представляющих собой одновременно словосочетание и обособленный член предложения.
     Во всех классах в разделе «Морфология» изучение любой части речи, самостоятельной или служебной, заканчивается темой по культуре речи и темой «Употребление в тексте». Так, после изучения имени существительного как части речи мы изучаем § 61 «Культура речи. Правильное употребление имен существительных». Параграф включает в себя упражнения по трем направлениям: орфоэпические нормы (например: пользуясь словариком «Говорите правильно», установите правильное произношение имен существительных вокзал, девиз, модель, лотерея, майонез, помощник и др.-Упр.808), грамматические нормы (с данными существительными составьте и запишите словосочетания прил.+ сущ. Учитывайте при этом род имен существительных бюро, жюри, интервью, леди, мадам, миссис, конферансье, шимпанзе, пони, кенгуру… По толковому словарику уточните лексическое значение слов фойе, кольраби, салями. Придумайте и запишите предложения с этими словами. Запомните их правописание и правильное произношение – Упр.810), лексические нормы (В толковом словарике найдите слова невежа и невежда. Установите значение этих слов. Объясните употребление этих существительных в каждом предложении. Спишите, вставляя вместо точек подходящие по смыслу слово невежа или невежда. Обоснуйте свой выбор.- Упр. 814). То же наблюдаем при изучении имени прилагательного, числительного, местоимения, глагола и его форм, наречия.
     Таким образом, культура речи, употребление в тексте становятся сквозными темами, как морфемика, орфография и пунктуация, которые как отдельные разделы для изучения выносится только в 5 классе, в 6 и 8 в период повторения, при этом орфографические правила отрабатываются при изучении морфологии, а пунктуации – при изучении синтаксиса простого и сложного предложения.
      Итак, мы отследили, что лингвистика как наука представлена в учебниках С.И. Львовой как система взаимосвязанных и взаимопроникающих разделов. Каждый раздел в свою очередь тоже представляет собой стройную и гармоничную систему знаний. Такие системы представлены автором учебника схемами.
     Например, в 5 классе ученики знакомятся с разделами русской орфографии. Эти разделы будут повторяться в последующих классах, реализуя метод многократного повторения. Подраздел орфографии, касающийся правописания морфем, в свою очередь представлен тоже следующей системой, заключенной в отдельной схеме. Такая подача материала дает целостную картину знаний как для детей с логическим типом мышления, демонстрируя им систему, так и для детей с образным мышлением – такая система представлена зрительным образом (схемой) в хорошем полиграфическом исполнении.
     Система частей речи, изучаемых в морфологии тоже представлена в виде схемы, и основные способы образования слов в русском языке (6 класс), и функции знаков препинания, и функциональные стили (8 класс).
     Следующим системным уровнем является система внутри узкой темы. Например, схема «Виды обособленных членов предложения» или «Виды сказуемых».
Все  таблицы, схемы работают как опора для составления теоретического сообщения по изучаемой теме, такие сообщение обязательно сопровождается своими примерами. Обычно именно такое задание предлагается в упражнении с грифом «Устное высказывание».
     Подводя итог, скажу, что на любом уровне изучения языка и его единиц, в теории и при выполнении практических упражнений ученик наблюдает прочные связи и взаимопроникновения, учится видеть значение, форму и функционирование языковых единиц всех уровней и учится грамотно употреблять их в своей речевой деятельности.
Каждая тема содержит упражнения, осуществляющие межпредметные связи: "На уроке литературы, математики, биологии, физики, географии, иностранного языка и т.д." Тексты упражнений содержат богатейший материал по истории, национальной культуре, о народных промыслах, традициях нашего народа, мировой художественной культуре, - практически учебник носит энциклопедический характер.

                                                    Виды упражнений

Повышению уровня языковой культуры, обогащению  словаря учащихся способствуют такие виды работ, предлагаемые учебником, как письмо по памяти. Это один из эффективных видов работы для развития речи. Тексты интересны  в познавательном отношении, часто эмоциональны, могут содержать научную информацию. К такому тексту можно предложить выполнить задания по развитию речи: определить тип и стиль речи, средства связи между предложениями, сформулировать основную мысль, указать тему текста, придумать заголовок, назвать основные признаки текста.

            Например:

Тихо струи (тся, ться) река с_ребристая

В царств_  в_чернем  зеленой весны.

Со(?)нце сади(тся, ться) за горы л_систые,

Рог золотой выплыва_т луны.

                                                    (С. Есенин)

            Задание: 1. Спишите фрагмент стихотворения, соблюдая орфографические нормы. Выпишите все словосочетания. 2. Выучите отрывок наизусть и напишите его по памяти. Проверьте себя и оцените работу. 3. Является ли данный отрывок текстом? Определите стиль речи.

            Формируют речевые умения и навыки такие упражнения учебника как  сочинение-миниатюра, при выполнении которых у школьников вырабатывается умение определять тему и основную мысль создаваемого высказывания, отбирать  необходимый материал,  систематизировать его, использовать соответствующие замыслу тип и стиль речи, наиболее подходящие языковые средства.  На уроках подготовки к любому из этих видов работ используется специально отобранный дидактический материал, главное назначение которого – языковая подготовка к созданию текста. При этом происходит обогащение словаря учащихся лексикой определённых тематических групп, овладение синонимическими средствами языка, уяснение особенностей их использования в текстах разных стилей, типов речи; выполнение словарной работы, в процессе которой проводится анализ особенностей употребления слова в тексте. В результате этой работы постепенно накапливается опыт использования слова в речи, что необходимо для работы по предупреждению лексических ошибок. 

            Например:

            Какое значение в нашей речи имеют вопросительные предложения? В каких ситуациях люди задают друг другу вопросы? Продолжите текст. Какова его тема и основная мысль?

            Люди постоянно задают друг другу и самим себе множество вопросов...

            Формированию навыков монологической речи способствуют упражнения «Устное высказывание». Так как монологической речью учащиеся владеют слабее, чем диалогической, эта работа требует специального речевого воспитания. Помимо заданий, указанных в  учебнике, следует обратить внимание учащихся на композицию и синтаксическое построение текста, проведя беседу по таким вопросам:

            1. Найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста.

            2. Какова роль этого предложения в тексте?

            3. Что представляет собою этот текст – описание, повествование, рассуждение? Почему?

            После такой подготовительной работы следует составление плана в соответствии с композицией текста и устное высказывание. В центре внимания учителя должна быть работа по формированию у учащихся умения облекать свои мысли  в адекватную содержанию языковую форму, а это требуется навык соотносить не только содержание и форму каждого предложения, но и содержание и языковую форму отдельных частей и всего высказывания в целом.

            Необходимо отметить, что в учебник под редакцией С. И. Львовой включены тексты для изложений. Наличие такого текста в самом учебнике характеризуется следующими положительными моментами:

            - подобрав текст для изложения, авторы действительно облегчили труд учителя, теперь он тратит меньше времени на поиски литературного материала;

            - тексты для изложений, данные в учебнике, - это отрывки из произведений писателей, научно-познавательные статьи, отобранные с учётом всех необходимых требований, они предупреждают использование случайного материала; заключают в себе познавательные, воспитательные аспекты;

            - тексты размещены в учебнике так, чтобы работу по развитию речи можно тесно связать с изучением разделов науки о языке.

            Когда текст есть в учебнике, учитель имеет большую возможность вести углублённый анализ содержания отрывка. Размышляя над текстом, помещённом в учебнике, учащиеся постигают содержание во всей его глубине. Вместе с тем учебник создаёт благоприятные условия для проведения таких изложений с языковым разбором, выразительным чтением текста учащимися с последующим устным пересказом. Внимание к тексту, которое возникает при комментировании, а также зрительное восприятие его содействует успешному решению орфографических и пунктуационных задач. Когда у учащихся есть текст, они видят слово в контексте, в сочетании с другими словами, его написание часто подсказывается смыслом всей фразы, всем строем предложения; в классной беседе школьники проявляют большую активность. Для слабого ученика текст учебника – надёжная  опора, когда такой ученик может дополнительно прочитать ту или иную часть изложения ещё раз. Поэтому при наличии текста в учебнике методика работы становится более гибкой, более эффективной. Рассмотрим такой вид работы на примере текста упражнения 206  (5 класс).

            Добрая берёза не только согр_вала, осв_щала, оч_щала, исц_ляла, но и укр_шала жизнь русского человека. Д_вным-д_вно Новый год начинался не ёлкой, а берёзой. Да и в_личали один из месяцев года (апрель) берёзозолом. И сейчас сохр_нилось в укр_инском языке название апреля – березнь.

            «Берёзовый» Новый год на Руси просуществовал до середины тринадцатого века, когда начало года было перен_сено на сентябрь – время сбора Ур_жая.                         А праздник берёзки остался, им отм_чали ок-нчание в_сенних п_левых работ.

            Шли в л_са девушки и н_ряжали берёзку лентами, венками, в_дили хороводы, расп_вали песни, г_дали.

            Праздник берёзки сохр_нился в некоторых деревнях, где бер_гут добрые традиции русского народа.

            Данный текст относится к типу речи – повествование, заключает в себе познавательный аспект,            требует внимания к языковому анализу,  к деталям. Текст  входит в раздел «Орфография», поэтому для анализа предлагаются следующие задания:

            -  Вставить пропущенные буквы. Выделить корни в этих словах, объяснить написание.

            - Написать подробное изложение по данному тексту.

Работу по написанию изложения можно провести используя другие приемы..

       Например, когда раскрыто содержание, обращается внимание на его языковую форму. При анализе языка писателя иногда бывает важно держать в поле зрения какое-то предложение или абзац, неоднократно возвращаться к нужному слову или фразе, зрительно воспринимать весь текст. Учащимся трудно, а порой совершенно невозможно охватить при устной работе порядок слов в предложении, структуру словосочетания, особенности в построении синтаксических конструкций, членение текста. Для этого нужно вчитаться в текст, подумать над ним. Учебник создаёт благоприятные условия для проведения изложений с языковым разбором, потому что  учитель не только прочитает текст, но и объяснит, как он написан, почему писатель выбрал эти слова, а не другие, почему он построил предложения так, а не иначе и расположил именно в таком порядке, поможет учащимся понять приёмы писательской работы, чтобы при изложении ученик воспользовался ими сознательно.

            Первым чтением, бесспорно, должно быть чтение текста учителем. Так как он находится перед глазами учащихся, разумно предложить прочитать его выразительно ученикам, а не пересказывать устно. Такое чтение поможет закрепить анализ.

            Внимание к тексту, которое возникает при комментировании, а также зрительное восприятие его содействует успешному решению орфографических и пунктуационных задач. Ученик видит слово в контексте, в сочетании с другими словами, его написание часто подсказывается смыслом всей фразы, всем строем предложения.

            Когда на уроках изложения используется текст учебника, учащиеся проявляют большую активность, текст помогает включиться в работу и слабым ученикам. Для такого учащегося текст в учебнике – надёжная опора, а для учителя – возможность дифференцированно подойти к каждому.

            Как учебник помог учащимся справиться  с текстом изложения по учебнику, проследим на примере другого урока, в том же 5 классе.

            Для изложения предложен текст:

            Однажды наш корабль шёл в Анадырском заливе. Была ночь. Я стоял на корме. Льдины за бортами шуршали и ломались. Дул сильный ветер со снегом, но море было спокойно, тяжёлые льды не давали ему разбушеваться. Корабль с большим трудом пробирался между льдинами малым ходом. Все хорошо знали, что скоро начнутся ледяные поля. Наш опытный капитан вёл корабль осторожно, чтобы не врезаться во льды.

            Вдруг я услышал, как сильно плеснула вода у самого борта. Удар был такой сильный, что даже корабль на волне качнуло. Внимательно всматриваюсь и вижу какое-то чудовище за бортом. Оно то отплывает, то приближается и тяжко-тяжко вздыхает. Вот оно исчезло и вновь появилось впереди корабля, вынырнуло у самой кормы. А вода от его всплесков зелёным светом горит.       

            Всю ночь за кораблём плыло и вздыхало это чудовище. И я давно догадался, что это был кашалот. Все знают, что это самый большой по размерам зубастый кит. А на рассвете разглядел его. Голова у него тупая, как кувалда, и очень длинная. Ни у одного зверя такой нет. Глазки крошечные, а ноздря всего одна. Из воды её высунет, фонтан пара выпустит, вздохнёт тяжело и опять уйдёт под воду. Движения этого морского гиганта быстрые и ловкие.

            Но это был молодой кашалот. Я долго размышлял, почему он так упорно плывёт за нами. Наверное, принял наше судно за кита. Молодой ещё, молоко на губах не обсохло. Все кашалоты, как начинаются осенние штормы, уходят к экватору. А этот, видно, отстал от матери, от своего стада вот и ищет спасения.

            Пока я думал об этом, кашалот отстал от корабля и поплыл на юг. Фонтан его ещё долго был виден между льдами, а потом исчез. Наверное, экватор пошёл искать. Найдёт ли это маленькое чудовище свою маму?

(По Г. Снегирёву)

            Этот текст содержит повествования с элементами описания и рассуждения. Изложение его, следовательно, потребует внимания к языковому анализу, внимания к деталям. Данным текстом завершается в учебнике раздел «Текстоведение». Ученики познакомились с типами речи, научились определять тему, основную мысль текста, составлять план высказывания, подготовлены к разговору о том, как живёт слово в контексте.

            После чтения текста изложения вслух, учитель предлагает учащимся придумать заголовок. Для успешного выполнения этого задания, можно обратиться к упражнениям учебника 508, 509.

            После чтения учителем вся дальнейшая подготовительная работа идёт при открытых учебниках. При комментировании текста обращаем внимание учащихся на то, что повествование ведётся от первого лица. Рассказчик – сам автор. Его глазами мы смотрим на происходящие события, помочь ребятам не только запомнить то, что увидел и услышал автор, но и вместе с ним пережить события. Следует предупредить учащихся, что эту форму изложения (рассказ от 1-го лица) нужно будет сохранить и в изложении.

            Далее параллельно с чтением отрывка проводится языковой разбор текста и беседа по содержанию:

            - Какие слова выделяются, произносятся с логическим ударением?

            - Почему?

            - В каком сочетании выражен главный смысл сообщения?

            - Определите основную мысль описательной части, повествовательной.

            - Составьте тезисный план текста.

            - Выразите своё отношение к описанному событию.

            - Пользуясь планом, перескажите текст сначала устно, затем письменно.

            Порядок слов в предложении, интонация, паузы, ритм фраз – всё это сосредоточивает внимание учащихся на том, что произошло. Насколько подробным будет анализ, учитель определяет сам, в зависимости от обстановки. Учителю необходимо помочь учащимся представить описанную автором картину зрительно, чтобы избежать фактических ошибок, искажения содержания.

            После анализа содержания и работой над языком уместно прейти к словам и предложениям, трудных с точки зрения орфографии и пунктуации:

            - Выделите слова с безударными гласными в корне слова, подберите проверочные слова.

            -   Выделите из текста слова с предлогами, объясните написание.

            - Найдите в тексте слова: корабль, чудовище, исчезло, впереди, кашалот, фонтан, экватор и объясните их правописание.

            После заключительного чтения текста ученики приступают к самостоятельной работе.

            Работы выполненные учащимися показывают, что хорошо осмыслив содержание, учащиеся пишут свободно, уверенно, они не боятся изменить авторский вариант словесного оформления содержания. Такой подготовкой  к изложению речевые ошибки сводятся к минимуму, а методика работы становится более гибкой, более эффективной.

           

   Кроме традиционных видов работы по развитию речи (выразительно прочитать текст, озаглавить его, определить основную мысль, а также сочинений и изложений), в учебнике предлагаются следующие:

- работа с разными видами словарей (толковым, орфоэпическим, синонимов , эпитетов, словообразовательным)

- редактирование текста

- текстоведческий анализ текста. (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений)

Например.

1. На фотоколлаже изображены предметы одной тематической группы «музыкальные инструменты». Соотнесите каждый предмет с соответствующим словом. Составьте предложения с каждым словом, пользуясь словарями ( этимологическим, толковым).

Г__ тара, б__ лалайка, к__нтрабас, ф__ртепьяно, м__ндолина, скрипка.

 

 

2. Сочинение-миниатюра. Вообразите, что вы сказочный герой. Придумайте его биографию, напишите ее, начиная словами «Разрешите представиться…» Два предложения вашего текста разберите по членам.

 

 

   Широкое использование различного типа словарей (этимологического, идеографического; эпитетов, омонимов, крылатых слов, сочетаемости слов и традиционных лингвистических словарей, отражающих современные тенденции русской лексикографии) формирует навыки работы со справочной литературой и потребность обращаться к лингвистическим словарям и справочной литературе.

      Основное требование к курсу родного языка – развитие навыков правильного, уместного и выразительного использования языковых средств в собственной речи, также реализовано в учебнике. Особое внимание уделено культуре речи, которая впервые рассматривается не как отдельный аспект обучения русскому языку, а как самостоятельный раздел лингвистики (понятия, система норм, правила), помогающий совершенствовать речь.

     Еще одна особенность учебника – многоаспектный дифференцированный подход, который реализуется как на уровне предъявления теоретического материала, так и в системе упражнений. Такой подход позволяет и сильному, и слабому ученику уверенно и успешно овладевать необходимыми умениями и навыками. Разработка специальных учебных пособий для каждого класса (например, рабочие тетради «Проверяю себя», «Дневник учащегося по русскому языку» и т.п.) позволяет «поддержать» усилия слабых детей и развить навыки работы с учебником.      Наблюдение за использованием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы демонстрирует эстетическую функцию родного языка и формирует языковой вкус. Уроки русского языка становятся, по сути, уроками русской словесности, на которых осознаются выразительность и красота русской речи, развивается вкус, способность оценивать эстетическую сторону художественного высказывания.

     Культуроведческий аспект, реализуемый в учебниках, способствует формированию представления о родном языке как духовной ценности и национальном культурном достоянии. Широко представлены сведения по истории языка и русистике, информация о русских ученых-лингвистах, материалы по этимологии.

     Интерес к предмету формируется в учебнике разнообразными средствами, цель которых – приблизить речь к ребенку, представить современный русский язык во всем многообразии его функционирования в современной жизни, используя примеры живой коммуникации для учебных целей. Каждая страница учебника – это не только языковые примеры и задания, но и знакомство с окружающим миром, с речевой действительностью в самых разнообразных ее проявлениях. Цветные репродукции, иллюстрации, фотографии и фотоколлажи помогают погрузиться в речевую проблему, которую необходимо осознать, проанализировать и решить.

     Предложенная методическая система обучения русскому языку обеспечивает единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, овладения способностью нормативного, уместного и выразительного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

     Основным действующим лицом на уроке становится ученик. Любой ребенок при обучении по данной системе становится активным участником обучающего процесса: он читает, слушает, отвечает на вопросы, рассуждает, проводит языковый анализ, сопоставляет и делает выводы, пробует в кратком виде сформулировать тезис, объяснить, в чем причина ошибки, всматривается в рисунок или картину и пытается найти слова, чтобы выразить свои чувства или свое отношение к обсуждаемому предмету, и т.п. Школьник учится думать и использовать речевое богатство родного языка не только для выполнения учебных заданий, но и для самовыражения, для успешного решения коммуникативных проблем в своей повседневной речевой практике, в том числе и учебной.

     На сегодняшний день я могу сказать: «Это мой учебник! ». И мне хочется думать, что после сегодняшнего разговора, вы обязательно выберете для работы именно этот УМК, а через несколько лет успешной работы по нему тоже сможете  с уверенностью сказать: «Это мой учебник!»

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить